Федеральный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС ВПО) по специальности 060103 «Педиатрия» был утверждён в 2010 году, и образовательная деятельность на педиатрическом факультете ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России начата в соответствии с этим стандартом с 2011-2012 учебного года.
ФГОС определяет область профессиональной деятельности врача-педиатра как «совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путём обеспечения надлежащего качества оказания педиатрической помощи (лечебно-профилакти-ческой, медико-социальной) и диспансерного наблюдения» [1].
Выполнение профессиональных задач врача-педиатра невозможно без знания фундаментальных естественнонаучных дисциплин, к которым относится биологическая химия. В 2012-2013 учебном году в учебный план студентов педиатрического факультета был введён вариативный курс «Биохимические особенности метаболических процессов у детей», целью которогоявляется углублённое изучение возрастных особенностей химического состава и метаболических процессов, протекающих в организмах детей различных возрастных групп, причины возникновения таких нарушений, биохимические и клинические проявления заболеваний, способы выявления подобных нарушений. Для углубленного изучения возрастных особенностей метаболических процессов у детей на кафедре разработано методическое пособие «Биохимические особенности обмена веществ у детей» [2].
Вариативнаясоставляющая в программе подготовки специалиста с высшим медицинским образованием дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, приобретенияумений, знанийи компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования [3]. В вариативный курс наряду с отдельными узкоспециальными темами («Основные возрастные периоды развития ребенка. Факторы, влияющие на особенности развития каждой возрастной группы», «Особенности забора биоматериала у детей различных возрастных групп») были включены некоторые разделы, дополняющие модули базового курса дисциплины «Биохимия» – «Особенности обмена белков у детей», «Особенности углеводного обмена у детей» и т.д.
В соответствии с Положением о промежуточной аттестации студентов ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России экзамены преследуют цель проверить прочность полученных теоретических знаний по дисциплине, способность логически мыслить, использовать полученные знания для решения конкретных проблем [4]. Вариативная часть призвана повысить в целом уровень усвоения дисциплины, который оценивается на экзамене.
Авторам представлялось интересным проанализировать, сказалось ли введение вариативного курса на качестве оценок, полученных студентами педиатрического факультета Кубанского государственного медицинского университета на экзаменах. Нами был проведенсравнительный анализ рейтингов по дисциплине «Биохимия» и результатов экзаменационныхсессий за 2008-2009, 2009-2010 и 2010-2011 учебный годы с таковыми за последние два учебных года, когда в кафедре было введено преподавание вариативного курса «Биохимические особенности метаболических процессов у детей».
Несмотря на непродолжительный период наблюдений, выявлена заметная тенденция к улучшению показателей рейтингов и количества удовлетворительных оценок, полученных студентами педфака на экзамене по биологической химии. На рисунке представлены данные по педиатрическому факультету о средних значениях балла (по 100-балльной рейтинговой системе)по основному курсу биологической химии до (2008-2009, 2009-2010 и 2010-2011 учебные годы) и после (2012-13 и 2013-14) введения вариативного курса «Биохимические особенности метаболических процессов у детей».
Рис. Средний балл рейтинга по дисциплине «Биохимия»