Министерством образования и науки Российской Федерации с 2010 года были утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 3-го поколения (ФГОС-3 ВПО) в области додипломной и последипломной подготовки медицинских кадров [3-5]. ФГОС-3 ВПО по специальности «Лечебное дело», код 060101.65, утвержденный приказом Минобрнауки от 8 ноября 2010 г., №1118 [5], предусматривает по окончании первого семестра обучения учебную практику по основам терапевтического и хирургического ухода за больными. Практика полезна для первокурсника. Она позволяет вчерашнему выпускнику общеобразовательной школы легче адаптироваться к избранной профессии, приобрести навыки и умения ухода за больным, приобщиться к освоению деонтологии и медицинской этики, взглянуть на труд врача глазами младшего и среднего медицинского персонала, наметить для себя выбор будущей врачебной специализации.
Научно-методическое обеспечение вариативного курса нацеливает студента на освоение общекультурных (ОК-8) и профессиональных компетенций (ПК-5, ПК-7, ПК-14, ПК-21, ПК-25), предусмотренных требованиями ФГОС-3 ВПО.
Рабочая программа вариативного курса скомпонована из 4 разделов (модулей):
- организационно-правовые аспекты оказания первой помощи,
- первая помощь при травматических повреждениях,
- первая помощь при поражениях различными повреждающими факторами и базовая сердечно-легочная реанимация,
- уход за пострадавшими и хирургическими больными [1].
Овладев необходимыми знаниями, умениями и навыками оказания первой помощи, студенты смогут по окончании курса самостоятельно оценить состояние больного или пострадавшего, своевременно оказать первую помощь для спасения его жизни, предупредить угрожающие жизни осложнения при бытовых или производственных травмах, отравлениях и иных несчастных случаях, организовать уход за пострадавшим.
Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, в том числе в значительной степени от факторов социально-психологического и социально-педагогического характера. Очевидным является чрезвычайно большое влияние силы учебной мотивации и ее структуры на успешность учебной деятельности.
Уже классический закон Йеркса-Додсона (рис. 1), сформулированный несколько десятилетий назад, устанавливал зависимость эффективности деятельности от силы мотивации. Из него следовало, чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела, достигается некоторый оптимальный уровень, а при дальнейшем увеличении силы мотивации наблюдается падение эффективности деятельности. Однако мотив может характеризоваться не только количественно, но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. Причем речь идет об отношении мотива к содержанию. Если для личности имеет значимость деятельность сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимость имеют другие потребности (социальный престиж, зарплата и т. д.), то говорят о внешних мотивах. Качественная характеристика мотивов чрезвычайно важна, так как, например, на познавательную распространяется рассмотренный выше закон Йеркса—Додcона. И, следовательно, даже постоянное нарастание силы познавательной мотивации не приводит к снижению результативности учебной деятельности. Именно с познавательной (а не с мотивацией на успех) связывают продуктивный творческий тип активности личности в учебной деятельности [2].
Рис. 1. Классический закон Йеркса-Додсона.
Исторически сложилось так, что, говоря об учебной деятельности и ее успешности, прежде всего, подразумевали влияние на эту успешность интеллектуального уровня личности. Очевидно, и сейчас нет никаких оснований недооценивать значение этого фактора. Однако некоторые экспериментальные исследования заставляют еще развернуться к проблеме соотношения мотивационного и интеллектуального факторов. В одном из исследований обнаружился странный факт. Протестировав по шкале общего интеллекта группу студентов - будущих педагогов, сопоставили эти данные с уровнем их учебной успешности. Для этого использовали процедуру корреляционного анализа по Спирмену. Оказалось, что нет значимой связи интеллекта ни с успеваемостью по специальным предметам, ни с успеваемостью по общегуманитарному блоку дисциплин. В первом случае коэффициент корреляции оказался равным r = +0,232, а во втором - r = +0,158(в то время как значимым на 5%-ном уровне являются только r> 0,274). Этот удивительный факт обнаружен в исследованиях В.А. Якунина [7], где была выявлена и другая, очень существенная, закономерность. Оказалось, что сильные и слабые студенты все-таки отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности. Для сильных студентов характерна внутренняя мотивация: они имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Учебные же мотивы слабых студентов в основном внешние, ситуативного характера: избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т. п.
Данные, полученные в наших исследованиях (рис. 2) в области педагогической психологии, позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, навыков(студенты 1 курса). В обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. То есть никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие или низкую учебную мотивацию и, таким образом, не может привести в этом случае к высокой успешности учебной деятельности.
Рис. 2. Диаграмма исследований влияния мотивации на успешность учебной деятельности.
Таким образом, экспериментально установлено, что положительная мотивация может компенсировать недостаточный уровень требуемых знаний у студентов. От силы и структуры учебной мотивации учащихся в очень значительной мере зависит активность учащихся и сама учебная успеваемость. Осознание высокой значимости фактора мотивации для успешности учебной деятельности приводит к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.
Однако прежде чем формировать учебную мотивацию учащихся, педагогу необходимо установить для себя реальность, с которой придется иметь дело. Признавая за мотивацией столь значительную роль в обеспечении учебной успешности, педагогу необходимо также выделить чрезвычайную значимость знаний по безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф в условиях современного развития мирового общества с позиции национальной безопасности нашей страны.
Участие в наших исследованиях студентов 5 курса предусматривает изучение вопроса о профессиональной мотивации и ее влиянии на учебную успешность учащихся (рис. 2). В этом случае существует сильная система взаимосвязей, где при определенных условиях недостаток способностей учащихся может компенсироваться развитием профессиональной мотивационной сферы. У студентов 1 курса еще нет направленности на профессию как результат обучения, но сохраняется на высоком уровне позитивная учебная мотивация (получение стипендии, утверждение своего «Я», избегание осуждения и наказания за плохую учебу и т.д.).
Таким образом, наши исследования показали, что одну из ведущих ролей в формировании отличников и троечников начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в ВУЗе. Если рассматривать студентов 1 курса с позиции профессиональной мотивации, то именно у них установлена максимальная удовлетворенность избранной профессией, что, скорее всего, обусловлено нереальным, а гипотетическим представлением своей будущей профессиональной деятельности. В дальнейшем удовлетворенность профессией постоянно снижается вплоть до 5 курса.
Наши исследования сопоставимы с исследованиями других авторов. По данным А.А. Реан [6] удовлетворенность профессией на выходе системы «ВУЗ» является наименьшей, но отношение к профессии остается положительным.
Вышесказанное позволяет выделить очевидное, что создание устойчивого положительного отношения к будущей профессии предполагает формирование у студентов уже на младших курсах положительного отношения к предмету. Следовательно, мотивация на успешность учебной деятельности по предмету безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф определяется представлением о роли и месте дисциплины в будущей профессиональной деятельности, аргументированным разъяснением овладения на данной кафедре конкретных практических навыков, включенных в структуру оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, организации оказания первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное время.