В мае 2011 года Президент РФ утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В соответствии с данным документом, «государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения…» [1]. В настоящее время правовое образование является обязательной важной составной частью общей подготовки врача.
В требованиях ФГОС ВПО по направлению подготовки медицинских работников с квалификацией «специалист» и в Квалификационных требованиях к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием фигурирует по всем специальностям обязанность знать Конституцию РФ, законы и иные нормативные правовые акты РФ, действующие в сфере здравоохранения [2]. В сущности, речь идет о необходимости формирования профессионально-правовых компетенций специалистов здравоохранения [3].
22.01.2014 г. в Государственной Думе в рамках 1Х общероссийского медицинского форума прошел круглый стол «Законодательное обеспечение здравоохранения и правовая защита врача». По результатам обсуждения участниками круглого стола было внесено 21 предложение, среди которых – «закрепить в законодательных и нормативных документах в качестве обязательных компетенций врача владение основами медицинского законодательства и права, знание основных положений законодательного обеспечения системы российского здравоохранения и деятельности врача» [4].
Преподаваемые на кафедре судебной медицины курсы «Правовые основы деятельности врача» на лечебном факультете и «Основы профессиональной деятельности врача (правовые аспекты)» на педиатрическом факультете ориентированы на решение этой актуальной государственной и профессионально значимой задачи.
Целью настоящей работы явилось выявление с помощью анонимного анкетирования уровня осведомленности студентов в нормативах медицинского законодательства, регламентирующих охрану здоровья в целом, а также прав пациента, прав и ответственности врача.
Анкетирование студентов проведено в декабре 2014 г. после изучения курса «Правовые основы деятельности врача» на лечебном факультете и курса «Основы профессиональной деятельности врача» на педиатрическом факультете. Всего в нем приняли участие 430 юношей и девушек в возрасте от 19 до 21 года. Из них 301 студент 3 курса лечебного факультета и 129 студентов 2 курса педиатрического факультета. Результаты анкетирования представлены в табл. 1.
В анкете первым пунктом предполагалось выявление знаний медицинского законодательства. Студенты должны были указать нормативы, которыми регулируются отношения в сфере охраны здоровья граждан РФ.
Варианты ответов включали три норматива: Конституция РФ, специальный закон РФ (необходимо было вписать название и год принятия) и Приказ М3 РФ (также вписать название и год принятия).
«Отношения в сфере охраны здоровья граждан РФ регулирует Конституция РФ» – полагает около трети всех опрошенных студентов, причем девушек в два раза больше, чем юношей.
«Отношения в сфере охраны здоровья граждан РФ регулирует специальный закон РФ» – полагают 56,8 % студентов лечебного факультета, из них 27,6% юношей и 74,1% девушек и почти 63% студентов педиатрического факультета, причем так же большинство девушек (74,1%).
Таблица 1
Результаты анкетирования студентов
Содержание вопроса |
Варианты ответов |
Лечебный ф-т |
Педиатрич. ф-т |
||||
Всего % |
из них |
Всего % |
из них |
||||
юно- ши % |
девуш- ки % |
юно- ши % |
девуш- ки % |
||||
Отношения в сфере охраны здоровья граждан РФ регулирует |
Конституция РФ |
28,6 |
33,7 |
66,3 |
28,0 |
35,0 |
65,0 |
специальный закон РФ (впишите название и год принятия) |
56,8 |
27,6 |
72,4 |
62,9 |
25,9 |
74,1 |
|
Приказ М3 РФ (впишите название и год издания) |
14,6 |
53,3 |
46,7 |
9,1 |
23,1 |
76,9 |
|
Вы уверены в Вашем ответе?
|
да |
63,7 |
25,5 |
74,5 |
69,8 |
32,2 |
67,8 |
нет |
13,9 |
42,1 |
58,9 |
6,2 |
37,5 |
62,5 |
|
не совсем |
22,4 |
54,7 |
45,3 |
20,1 |
11,5 |
88,5 |
|
Права пациента содержит
|
Конституция РФ |
25,6 |
44,4 |
53,6 |
27,6 |
37,8 |
62,2 |
специальный закон РФ (впишите название и год принятия) |
56,1 |
30,3 |
69,7 |
64,8 |
23,5 |
76,5 |
|
Приказ М3 РФ (впишите название и год издания) |
18,3 |
63,8 |
36,2 |
7,6 |
30,0 |
70,0 |
|
Права и ответственность лечащего врача закреплены
|
Конституцией РФ |
24,6 |
35,1 |
64,9 |
16,0 |
33,3 |
66,7 |
специальным законом РФ (впишите название и год принятия) |
56,1 |
27,7 |
72,3 |
73,3 |
26,3
|
73,7
|
|
Приказом М3 РФ (впишите название и год издания) |
19,3 |
36,2 |
63,8 |
10,7 |
35,7
|
64,3
|
Назвать этот закон (ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») и год его принятия (2011) смогли 50% студентов лечебного факультета и 45% студентов педиатрического факультета.
Два источника – Конституцию и Федеральный закон указали в анкетах 3% лечебников и 7% педиатров.
То, что существует Приказ М3 РФ, регулирующий отношения в сфере охраны здоровья, отметили около 15% студентов лечебного факультета и 9,1% студентов педиатрического факультета. Однако название приказа (например, Приказ МЗ РФ от 11 марта 2013 г. № 121 н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской помощи»), не смог привести ни один участник анкетирования, даже если в анкете и было отмечено наличие этого приказа.
Интересно, что на вопрос «Вы уверены в Вашем ответе», утвердительно ответили 63,7% студентов лечебного факультета (из них более 70% девушек) и почти 70% студентов педиатрического факультета. Такие ответы также преобладали у девушек (67,8%)
Что касается важнейшей в современном здравоохранении проблемы – прав пациентов, то ответы распределились таким образом: около 30% всех опрошенных указали Конституцию; около 60% указали специальный закон РФ и только половина указала его название; около 20% студентов лечебного факультета и около 8% студентов педиатрического факультета отметили наличие Приказа МЗ РФ, в котором содержатся права пациентов, причем никто не указал его название. Например, «Порядок выбора гражданином медицинской организации в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» от 26.04.2012 г. № 406н или «Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача»).
«Права и ответственность лечащего врача закреплены в Конституции РФ» - полагает почти четвертая часть респондентов лечебного факультета и только 16,0% педиатрического факультета. На специальный закон указывает чуть более половины студентов лечебного факультета и более 70% педиатрического. Во всех пунктах анкеты вписать его название и год принятия, как и на предыдущие вопросы, смогли одни и те же студенты. На наличие Приказа МЗ, также без указания его названия, сослались около 20% студентов лечебного факультета и в два раза меньше студентов педиатрического факультета. Никто не указал нормативные документы, относящиеся к обязательному медицинскому страхованию.
Таким образом, анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы:
Большинство студентов, участвовавших в анонимном анкетировании, уверено в своем ответе. Однако то, что только половина респондентов смогла указать название Федерального закона 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и никто не вписал название хотя бы одного Приказа МЗ РФ, говорит о том, что для повышения уровня правовой информированности студентов младших курсов, усвоения и законов, и подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере здравоохранения, необходимо в учебном процессе акцентировать внимание на требованиях к студентам обосновывать свои устные и письменные ответы ссылками на конкретные пункты соответствующих нормативных актов, особенно при решении ситуационных задач. Иными словами, постоянно учить студентов ориентироваться в источниках медицинского права.