Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1
1

Определяющим фактором конкурентоспособности молодёжи в настоящее время является качество полученного образования. Это вызывает необходимость постоянно совершенствовать подготовку специалистов, искать пути оптимизации форм и методов высшего образования, целью которого является профессиональная готовность выпускников. Вступая в избранную профессию, молодые специалисты должны быть разносторонне высокообразованными, обладать широким кругозором, активным творческим началом и активной жизненной позицией, владеть современными технологиями [4].

Качество образования определяется нормой, отражённой в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), и зависит от ряда факторов: контингента обучающихся, условий образовательного процесса, кадрового потенциала педагогического коллектива, материально-техни­ческого обеспечения. Проблема поиска путей повышения качества образования является первостепенной задачей. Главной целью универститета является подготовка конкурентоспособных специалистов в соответствии с существующими и будущими потребностями личности, общества и государства [2].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – новый важный этап совершенствования подготовки специалистов медицинского профиля. Сравнительный анализ предыдущей рабочей программы по стоматологии детского возраста и новой демонстрирует появление новых дисциплин, увеличение модулей дисциплин, перераспределение лекционных часов и практических занятий, совершенствование итогового контроля уровня знаний студентов.

В соответствии с рабочей программой, составленной на основании ГОС, дисциплина «Стоматология детского возраста» включала разделы: детская терапевтическая стоматология, детская хирургическая стоматология и ортодонтия. Лекционные и практические занятия по детской терапевтической стоматологии проводились в течение 6, 7, 9 и 10 семестров. Итоговый контроль уровня знаний студентов осуществлялся в форме итогового занятия по детской терапевтической стоматологии в 6 и 8 семестрах. Обучение по ортодонтии проводилось в 7, 8 и 10 семестрах, в 8 семестре было предусмотрено итоговое занятие. Занятия по детской хирургической стоматологии проводились в 8, 9 и 10 семестрах, уровень знаний определялся в процессе оформления и защиты истории болезни в 8 семестре. Уровень знаний в целом по дисциплине «стоматология детского возраста» оценивался в 9 семестре в форме тестового контроля по окончании курации и экзамена в конце семестра. Экзаменационные билеты включали по одному вопросу из каждого раздела дисциплины. Это позволяло выявить знания студентов по всем разделам дисциплины и способность к формированию клинического мышления при диагностике и лечении стоматологических заболеваний у детей, но ограничивало возможность оценить глубину знаний студентов по каждому из разделов. Учебные часы были распределены по разделам в примерном соотношении 1,2:1:0,8 соответственно.

В рабочей программе, составленной на основании ФГОС ВПО, увеличено количество модулей дисциплины. Введены такие новые дисциплины, как «Пропедевтика детской стоматологии», «Реставрационные технологии в детской стоматологии», модуль «Детская челюстно-лицевая хирургия», расширено содержание дисциплины «Ортодонтия и детское протезирование». Увеличение числа преподаваемых дисциплин считаем положительным моментом, позволяющим студентам максимально реализовать свои потребности в приобретении знаний. Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса должно происходить в условиях совпадения потребностей учащегося к обучению и требований педагога. Однако при полном подчинении студента объективному требованию учебного процесса возможна утрата его личностной инициативы. В связи с этим эффективность процесса обучения во многом зависит от педагогического мастерства и мотивации студента к обучению. Педагогическое взаимодействие должно иметь синергетический характер и быть направленным на повышение положительного эмоционального реагирования обучаемого на изучаемый материал [3].

Общее количество часов увеличилось на 10,08 % (с 615 по ГОС до 684 по ФГОС), на 3,54 % уменьшилось время аудиторной (с 410 по ГОС до 396 по ФГОС) и самостоятельной (с 205 по ГОС до 198 по ФГОС) работы. Изменилось соотношение лекционных часов и практических занятий, соответственно 60:350 (1:5,83) по ГОС и 112:284 (1:2,54) по ФГОС. Увеличение количества лекционных часов позволит преподавательскому составу более расширенно и углублённо донести до сознания студентов теоретические основы будущей профессии. Подробнее информировать обучающихся о различных стоматологических заболеваниях у детей, об особенностях диагностики, профилактики и лечения не только широко распространённых, но и редко встречающихся видов патологии челюстно-лицевой области.

Следует заметить, что в условиях дефицита времени преподаватель, имеющий большой клинический и педагогический опыт, не успевает продемонстрировать студентам архив сложных, иногда – казуистических, интересных и очень важных для познания профессии клинических случаев из своей практической деятельности. Сокращение часов практических занятий с 350 по ГОС до 284 по ФГОС приводит к необходимости восполнения утраты. Для решения этой проблемы кафедра детской стоматологии и челюстно-лицевой хирургии располагает многолетним опытом использования в образовательном процессе технологии «кейс-метода», учебных игр, которые предусматривают самостоятельный выбор диагностических мер для решения клинической ситуации, обсуждение результатов исследования и необходимости дополнительных методов диагностики для уточнения предварительного диагноза, принятия решений при определении плана медицинского вмешательства и его виртуальной реализации в условиях активного сотрудничества с преподавателем. Нельзя не согласиться с мнением, что учебные игры применимы во всех клинических дисциплинах, где требуется сформировать интеллектуальный этап профессиональной деятельности врача – эффективное клиническое мышление, обеспечивающее быстрое достоверное распознавание болезни и оптимальное лечение больных. Профессиональный автоматизм – это высшая степень практической квалификации, к которой обязательно должны стремиться в любой сфере деятельности, особенно в медицине [1].

Итоговый контроль знаний студентов по ФГОС будет осуществляться в виде двух экзаменов. Первый экзамен по дисциплине «детская стоматология» включает вопросы детской терапевтической стоматологии и детской хирургической стоматологии. Уменьшение разноплановости вопросов в структуре билета приводит к уменьшению нагрузки на студента в процессе подготовки, создаёт условия для более полноценного усвоения материала и повышения уровня качества ответа на поставленные вопросы во время экзамена. Второй экзамен по дисциплине «ортодонтия и детское протезирование» оценивает итоговый уровень знаний студентов по этиологии, клинике, диагностике, методам лечения и профилактики зубочелюстных аномалий. Включение в структуру экзаменационного билета трёх вопросов по ортодонтии и детскому протезированию позволит преподавателю более достоверно определить, а студенту – максимально продемонстрировать свой уровень знаний по дисциплине. В связи с этим улучшение организации образовательного процесса и итогового контроля уровня знаний по дисциплинам «детская стоматология» и «ортодонтия и детское протезирование» положительно отразится на эффективности обучения студентов, будет способствовать получению большего объёма профессиональных знаний и обеспечит возможность более глубокого освоения профессии.