Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В требованиях ФГОС среднего (полного) общего образования сформулирована особая значимость профориентации старшей ступени общего образования с целью успешного продолжения обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования [1]. Непрерывное профильное обучение в системе школа-вуз осуществляется на факультете довузовской подготовки (ФДП) КубГМУ, где три раза в неделю проходят обучение школьники 9, 10, 11 классов лицея №12 и лицея №48 г. Краснодара.

Сформулированные в ФГОС требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным) позволяют определить наиболее значимые содержательные направления профориентационной работы. Так, например, среди личностных результатов освоения старшеклассником основной образовательной программы в качестве ключевых параметров названы два:

·      осознанный выбор будущей профессии;

·      выбор возможностей реализации собственных жизненных планов.

И в этой связи подготовка старших школьников к жизненному и профессиональному самоопределению является актуальной социально-педагогической проблемой.

Считается, что наиболее оптимальный возраст для профильного обучения 15-16 лет, т.е. возраст, когда начинают формироваться устойчивые познавательные интересы, профессиональные устремления. Нами было проведено анкетирование слушателей ФДП в 9-11 классах. Всего было опрошено 105 человек. Результат анкетирования показал, что выбор будущей специальности 88% учащихся сделали осознанно в 8-9 классе, однако многие решили стать врачами ещё в детстве (12%). На некоторых повлиял пример родителей-врачей (8%), но большинство определили свой выбор будущей специальности гуманностью и социальной значимостью профессии врача.

В настоящее время на факультете существует традиция и преемственность профессиональной ориентации через биологические дисциплины. Обучение профильному предмету «Общая биология» проводится на углубленном уровне (3 часа в неделю) и ориентировано на формирование целостных представлений о месте биологии в современной научной картине мира, о роли биологии как базовой дисциплины в  медицинском образовании.

Важным ресурсом для успешной профилизации школьников является предусмотренная стандартом внеурочная деятельность, которая является составляющей базисного учебного (образовательного) плана и отличается от урочной системы обучения. Это экскурсии, круглые столы, конференции, олимпиады районные (окружные) и городские, проектные, поисковые и научные исследования.

Большой интерес вызывает у учащихся занятия в анатомическом музее, в котором профессор Лопунова Ж.К., начиная с первого года основания факультета, организовывала просмотр биопрепаратов, отмечая огромный труд сотрудников кафедры и студентов в их изготовлении. Очень впечатляет школьников воочию увиденные лёгкие курильщика, поражения печени, сердца и других органов при ведении нездорового образа жизни. Они убеждаются в опасности алкоголя, табакокурения, наркотиков и других вредных привычек.

Дополнительно, по региональному компоненту в учебный план 10 и 11 класса включены профильные курсы «Анатомия» и «Эволюционная биология» (по 1 часу в неделю). Они необходимы не только для углубления профориентации, но и  понимания сложных биологических процессов и закономерностей, необходимых для успешной подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). К этим курсам разработаны программы, рабочие тетради, дидактические и контрольно-измерительные материалы [2, c.155]. В профильном курсе «Анатомия» акцент делается на физиологию систем органов, их регуляцию и гигиену, реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек как личностной характеристики выпускника школы, предусмотренной ФГОС. Профильный курс «Эволюционная биология» объединяет в единую логическую непрерывную цепь такие, казалось бы, разрозненные предметы, как ботаника, зоология, анатомия и общая биология. Весь курс обучения проводится в виде теоретических и лабораторно-практических занятий. Первые призваны расширить и дополнить материал учебника и интегрировать восприятие различных разделов курса, а вторые закрепляют теоретические знания и позволяют наиболее полно, детально и углубленно освоить изучаемые вопросы. Средства обеспечения освоения дисциплины включают учебные пособия, микроскопы, препараты биологических объектов, гербарии, наборы постоянных микропрепаратов органов и тканей животных и растений, демонстрационные таблицы и схемы по изучаемым разделам. Цель данного курса – сформировать систему знаний об общих биологических закономерностях развития органического мира, связи онтогенеза и филогенеза, заложить основы для понимания причин появления врожденных атавистических пороков развития у новорожденных, которые изучаются на первом курсе в разделах «Генетика» и «Биология развития».

Мониторинг успеваемости выпускников ФДП на первом курсе за последние три года показывает, что все выпускники подготовительного факультета сдают успешно зачеты по разделам дисциплины «Биология». Средний балл составляет 76,5, что соответствует оценке «четыре». Нет ни одного выпускника ФДП, который бы не сдал зачета по разделу «Биология развития». 

Важнейшая задача преподавателей ФДП состоит в том, чтобы заинтересовать школьников – будущих студентов, поскольку обучать увлеченных студентов гораздо интереснее и продуктивнее и, в дальнейшем, из них получаются специалисты высокого уровня. Преподавание профильных курсов на ФДП предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся. Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в вуз, следовательно, и преобладающей формой обучения является вузовская система занятий. В этой связи при изучении курсов предусматривается лекционно - семинарская система занятий, проектная деятельность, дискуссии, школьные конференции, предполагающие самостоятельную деятельность. Смена форм учебной деятельности является одним из факторов развития учащихся.

С целью создания условий для существенной дифференциации и индивидуализации содержания обучения старшеклассников, помимо профильных предметов, вводятся элективные курсы, обязательные для посещения учащимися по их выбору. Элективные курсы предусмотрены стандартом и выполняют важные функции для самоопределения старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Они поддерживают изучение основных профильных предметов и служат для построения индивидуальных образовательных траекторий. По региональному компоненту учебного плана в 10 классах выделен курс «Уход за больными», на который отводится 20 час. Базовым учреждением в течение 22 лет являлся Краснодарский госпиталь участников войн, где учащиеся ФДП осваивали элементарные навыки ухода за больными. Стандартом предусмотрена гибкость и вариабельность элективных курсов, и в последние два года учащиеся осваивали правила оказания первой помощи на кафедре экстремальной медицины.

Многолетняя практика работы ФДП подтверждает, что поэтапное моделирование профориентационной работы приводит к более осознанному выбору старшеклассником дальнейшего профессионального пути. Результаты анкетирования учащихся 11 класса показали, что 90% лицеистов не сомневаются в правильном выборе профессии врача, 8% планируют поступать в другие вузы химико-биологического профиля, только 2% ещё сомневаются в выборе ВУЗа. Опыт преподавания биологии на ФДП КубГМУ показал, что профильное, углубленное изучение ряда биологических дисциплин в старших классах, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников ФДП к успешному продолжению образования ВУЗе. Профильное обучение является для старшеклассников средством самореализации, самостоятельности в добывании знаний, возможностью реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.