Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Изменение социально-экономичес­ких условий в российском обществе, переход к рынку привели к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста в среднем профессиональном учебном заведении, так какименно здесь, закладывается фундамент профессионально компетентного специалиста среднего звена. Дальнейший успех в его будущей профессиональной деятельности будет определяться тем, насколько он сумеет реализовать свой потенциал в реальной практической деятельности [3]. Для успешного решения профессионально ориентированных задач выпускник должен уметь анализировать реальную обстановку, находить оптимальные пути ее улучшения, предлагать наиболее эффективные решения возникающих проблем, владеть навыками работы с различными источниками информации [1]. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Вследствие этого в системе среднего образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно, в частности, в ходе внеаудиторной самостоятельной работы.

Эффективность овладения профессиональных, ключевых и сквозных компетенций во владении той или иной специальности требуют от преподавателя использования активных методов обучения, которые бы стимулировали активную позицию обучающихся и побуждали его к самостоятельному обучению. Успешное применение педагогических технологий личностно-ориентированного обучения позволяет решать эти задачи.

Одним из путей повышения познавательного интереса является вовлечение студентов в проектную деятельность. Метод проектов - суть развивающего, личностно-ориентированного обучения, формирует у студентов способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. В настоящее время метод проектов гармонично дополняет традиционную систему обучения. Проектная деятельность позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также самомотивацию студента. Для достижения данных целей проектная деятельность была направлена на сотрудничество преподавателя и обучающихся, на развитие самостоятельности, творчества, формирование самовоспитания будущей медицинской сестры. Преподаватель при таком подходе выступает в роли консультанта, партнера и организатора познавательной деятельности обучающихся [4].

Успех реализации учебного проекта во многом зависит от правильно организованной работы и усилий участников на всех этапах и стадиях, от степени владения студентами необходимыми для проектной деятельности интеллектуальными, творческими, коммуникативными, социальными и общеучебными навыками и умениями. Проектная деятельность осуществляется на учебных занятиях и во внеаудиторное время. Педагогическая практика показывает, что проект «не вписывается» в одно занятие, на его подготовку и реализацию требуется много времени. Наиболее глубокие, интересные и содержательные проекты выполняются в ходе внеаудиторной деятельности [4].

Приведу пример проекта «Роль медицинской сестры при уходе за стомированными пациентами».

Выбор темы связан с ее актуальностью. Согласно статистике с каждым годом число стомированных пациентов возрастает и не только пациентов с кишечными стомами и уростомами, но и другими видами стом. По оценке ВОЗ их число составляет от 100 до 150 человек на 100 000 тысяч населения. Для ухода за пациентами мы должны готовить специально обученный медицинский персонал, который сможет не только осуществлять уход за стомированными пациентами, а также обучать пациентов и родственников правилам ухода [2].

Проект расширяет знания по предоперационной подготовке пациентов к наложению стомы на передней брюшной стенке;знакомит студентов с новыми технологиями по уходу за стомированными пациентами, формирует мышление. Знания, полученные в ходе внеаудиторной деятельности, позволяют студентам проводить беседы не только с пациентами, но и с их родственниками, решая не только соматические проблемы, но и психологические, социальные факторы, определяющие состояние их здоровья и качество жизни. Предоставляя необходимую поддержку и санитарно-просве­ти­тельскую работу, будущие медсестры помогают больному и его родственникам усилить резистентность к болезни, мобилизовать свои собственные ресурсы. Благодаря знаниям о заболевании, психологических проблемах пациента, студенты могут выявлять проблемы пациентов на самом раннем этапе послеоперационного ухода.

Всё это благотворно сказывается как на лечение стомированных пациентов, так и на профилактику послеоперационных осложнений.

Цель проекта – приобщить студентов к творческой, познавательной и самостоятельной деятельности.

Задачи проекта: 

·      расширить знания в области стоматерапии;

·      развить логическое и клиническое мышление;

·      сформировать умение работать в команде;

·      сформировать умение работать с информацией;

·      интерпретировать и презентовать полученные результаты.

Работа над проектом проходила в несколько этапов.

На первом этапе (подготовительном) была определена тема, формулировка проблемы, определились цели, задачи и сроки выполнения проекта, изучались литературные источники. После первого этапа студентами было проведено анкетирование медицинских 70 сестёр хирургического профиля, направленное на выявление уровня знаний медицинских сестёр в области ухода за стомированными пациентами.

На втором этапе (планирование) продумывался ход выполнения практической части работы. Была осуществлена подборка метода, позволяющая собрать фактический материал. Студентами была проведена конференция « Жизнь со стомой».

На третьем этапе осуществлялась апробация проекта в реальных условиях лечебного учреждения. Был проведен поиск, сбор и статистическая обработка полученного материала, под контролем преподавателя (консультации, координирование работы студентов, с стимуляцией их деятельности, исправлении ошибок в собранном материале).

На четвертом этапе идет обработка информации и сбор ее в портфолио студентов. На этом этапе студентами была проведена опытно-экспериментальная работа по оценке качества жизни стомированных пациентов в раннем послеоперационном периоде.

Пятый этап - презентация, проходит в виде защиты исследовательской работы. Затем весь материал группируется в портфолио по «сестринской помощи при нарушениях здоровья в хирургии».

Работа над проектом проходила с 2012года по 2015 год. Студентами был собран большой и ценный материал, проведена опытно-экспериментальная работа по оценке качества жизни стомированных пациентов в раннем послеоперационном периоде.

Следует отметить, что в процессе творческой работы студенты получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивают творческую активность и умение выступать перед зрительской аудиторией. В процессе выполнения проекта студенты приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всех участников проекта. Изменяется и привычная роль преподавателя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности, создавая благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества

Материал, собранный студентами, может быть использован при изучении других клинических дисциплин, а также в быту и практической деятельности как сестринского, так и фельдшерского отделения.

Проектная деятельность проходила в атмосфере заинтересованности в подготовке проекта, проведения исследования.Учитывая, что часть заданий студенты выполняли с помощью ноутбуков, мультимедийного проектора, работали в программе PowerPoint, применяя флеш-накопитель, можно с уверенностью сказать о владении ими компьютерными технологиями, методами информационного поиска, а также эрудированности будущих медицинских сестер XXI века.