При обучении в вузе студенты получают значительный объем профессиональных знаний и большое количество разнообразной информации, что невозможно усвоить без соответствующего уровня психической, умственной, эмоциональной и физической подготовленности. Целенаправленное формирование профессионально важных свойств и качеств личности студента-медика в соответствии со стандартами высшего образования предусматривает достаточнуюдвигательную активность, так как молодой специалист, ведущий подвижный образ жизни и систематически занимающийся физическими упражнениями, можетвыполнять большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Поэтому при организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» для адекватного расширения двигательного режима студентов необходимо учитывать состояние здоровья, физической подготовленности и работоспособности. Так как показатель физической работоспособностиимеет высокую корреляцию с качеством выносливости, которое необходимо в профессиональной деятельности и в повседневной жизни и косвенно отражает состояние физического развития и здоровья студента, его пригодность к занятиям физической культурой и спортом.
В связи с этим, в представленном исследовании были проанализированы данные физической подготовленности и физической работоспособности 1090 студентов первого и третьего курсов лечебного и педиатрического факультетов (657 девушек и 433 юношей) Кубанского государственного медицинского университета в возрасте 17-23 года. Физическую подготовленность студентов оценивали по результатам: беговых дистанций (100м, 500м и 1000м), прыжков в длину с места, силовых упражнений для мышц живота и верхних конечностей.
Физическую работоспособность рассчитывали с помощью двухступенчатогосубмаксимального степ-теста PWC170, который может применяться на всех этапах физической подготовки [1]. Величина PWC170 коррелирует с общим объемом тренировочных нагрузок, направленных на развитие выносливости и с показателем максимального потребления кислорода (МПК илиVo2мах), который вычисляли по формуле. Показатель МПК характеризуетнаибольшее количество кислорода, потребляемое человеком в течение одной минуты и отражаетвозможность организма вырабатывать энергию путём аэробного метаболизма. В настоящее время определение МПК широко используется для решения вопроса о профессиональной пригодности людей, оценки их физической подготовленности, а также для диагностики функционального состояния кардио-респираторной системы.
Анализ полученных результатов показал, что величинаPWC170 у студентов составлялав среднем 780±2кгм/мин, у студенток– 557±1кгм/мин, что соответствует показателям молодых здоровых нетренированных мужчини женщин [2]. У спортсменов, тренирующихся на выносливость, эти величины бывают более высоки и достигают 2800-2200 кгм/мин [1]. Показатель МПК у студентов составил 2,6±0,2л/мин, а у девушек – 2,2±0,1л/мин.
В легкоатлетических дисциплинах девушки показали следующие результаты:100м они пробегали в среднем за 17,8±0,2 сек., 500м за 2.15,4±0,5 мин., прыгали в длину на 168,6±12,0см, отжимались от гимнастической скамейки 25±1 раз и выполняли 35±2 упражнений для мышц живота за одну минуту (из исходного положения лежа на спине, руки за головой).
Студенты преодолевали дистанцию 100м в среднем за 13,9±0,9 сек., 1000м - 4.05,2±0.12,0 мин., прыгали в длину на 244,1±10,1см, подтягивались на перекладине 13,0±3 раз и выполняли 42,0±3,0 упражнения за одну минуту для мышц живота.
Сравнительный анализ данных физической подготовленности студентов первого и третьего курсов, показал, что результаты бега на средние дистанции, как у девушек, так и у юношей на третьем курсе ухудшились, а в силовых упражнениях стали лучше.
Таким образом, для повышенияфизической работоспособности [3] устудентов старших курсов необходимо на занятиях по физкультуре увеличить количество циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости. Так как они вызывают морфофункциональные изменения системы кровообращения и дыхания, повышают сократительную функцию сердца, улучшают утилизацию миокардом кислорода. Кроме этого, студентам необходимо заниматься самостоятельно, посещать спортивные секции, принимать участие в походах выходного дня и других формах оздоровительной физкультуры [4].