Социально-экономические реформы, происходящие в РФ, значительно повысили потребность общества в оказании высококвалифицированной медицинской помощи [8, 9]. Возникла настоятельная необходимость в медицинских сестрах-организаторах, не только владеющих современными методами организации ухода за пациентами, соответствующими мировым стандартам, но также способных решать сложные социально-психологические проблемы. В связи с этим становится все более очевидной необходимость максимальной реализации их творческих способностей и деловых качеств. Однако, эти способности и качества дают наибольший эффект лишь при наличии должного имиджа, то есть того положительного представления, которое в глазах окружающих человек создает о себе сам и которое выступает как внешнее отражение его личностных качеств [1, 5].
Формирование высоких общественных мотивов профессиональной деятельности осуществляется под влиянием отдельных личностей, психологического климата в коллективе, типа взаимооотношений людей и характера организации общественных задач [2]. Познание и взаимное воздействие людей друг на друга являются обязательными элементами любой совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение, а также оценивают друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в конечном итоге. Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя свой жизненный опыт, овладевая знаниями о природе, обществе, человеке и его сознании.
Бесспорно, в проявлениях личности, отраженных в первом впечатлении, находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, то есть в труде, познании и общении [4]. Образы восприятия, представления и формирующиеся у человека понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них наиболее целесообразно. Хотя знание человеком самого себя всегда образуется на основе многократных сопоставлений и сравнений себя с другими людьми, оно, возникнув и постоянно развиваясь, в свою очередь влияет на формирование знаний о других людях, на оценку их, на отношение к ним, как составляющие его имидж [1, 3, 6].
Главная медицинская сестра в первую очередь должна быть лидером по природе, а только потом – руководителем по должности. Должность главной медсестры относится к числу высших должностей медицинского учреждения. Чтобы оптимально соответствовать положению руководителя высокого ранга, главной медицинской сестре необходимо обладать определенными психологическими характеристиками. Для настоящего лидера должен быть характерен определенный способ поведения и мышления, который заставляет окружающих подчиняться и соотносить свое поведение с оценкой лидера. Более того, такое качество как харизма свойственно истинным лидерам. Этот дар встречается редко, как и всякий талант, однако потрудиться над своим имиджем может и должен каждый медицинский работник [6, 7].
Имидж начинается с внешнего вида, который имеет огромное значение для руководителя. В круговороте забот важно помнить, что оценке подвергаются не только их труд и его результаты, но и одежда, обувь, аксессуары, макияж, запахи, выражение лица, голос и тональность при ответе на приветствие, стратегия поведения в разных ситуациях. Одежда главной медицинской сестры должна быть безупречно чистой и не может быть дешевой. Для работы вполне уместны деловой костюм со сменными блузками и современный медицинский халат.
Большое значение главная медицинская сестра должна уделять стилю своего общения: интонации и стиль разговора будут звучать во всех отделениях. Речь руководителя должна быть доступной и понятной, как инструкция к применению: без подтекстов, иносказаний и прочих головоломок. Не менее важная роль отводится различным аспектам поведения руководителя. Большое влияние на окружающих производит осанка: как человек держит спину, голову, руки. Приподнятые плечи, прижатые локти, сжатые кисти, опущенная голова производят гнетущее впечатление. Поза и лицо спокойного и уверенного в себе делового человека с приветливой улыбкой – это униформа идеального руководителя.
Внешние признаки уверенного в себе человека играют положительную роль в укреплении авторитета руководителя. Сотрудникам сложно переоценить такие качества главной медицинской сестры как профессионализм, ум, чувство юмора, доброжелательность, работоспособность, интуиция. Лидер, поддерживая положительный имидж, должен помнить об общечеловеческих ценностях, которые не только декларируются, но и являются основой его собственной жизни. Тогда сохранятся уважение и авторитет со стороны окружающих.
Главная медсестра – это не просто руководитель среднего и младшего медицинского персонала, по сути она – заместитель главного врача по сестринскому делу, ее статус должен быть статусом заместителя руководителя ЛПУ (независимо от названия должности) [1, 7]. Во многих зарубежных странах у главной медсестры (директора по сестринскому делу) очень большие полномочия: часть подразделений (не только сестринских) напрямую подчиняются ей. Распределение полномочий проходит не по линии «врач – медсестра», а по функциям. Поэтому часто врачи находятся в подчинении у главной медсестры, и никто из них не воспринимает это как ущемление своих прав [3, 7].
Таким образом, в настоящее время практическому здравоохранению настоятельно необходима главная медицинская сестра, которая является не только хорошим организатором сестринского процесса, но и обладающая высокими морально-психологическими, нравственными качествами, высоким уровнем культуры, умением общаться с людьми в любых обстоятельствах, обеспечивая свой высокий имидж в коллективе и у пациентов.