Обязательным условием реализации совершенствования качества медицинского образования, компетентного подхода к образовательным системам и как результат, подготовки специалиста, отвечающего современным требованиям, является правильно спланированная рабочая программа учебной дисциплины (внутренние болезни) [1]. Согласно требованиям ФГОС ВПО студент в ходе обучения должен не только приобрести профессиональные знания, но и сформировать профессиональные и общекультурные компетенции, что позволит будущим специалистам с высшим медицинским образованием легче «вливаться» в трудовую деятельность [2]. Подготовка врача-стоматолога общей практики, происходящая на нескольких профильных и непрофильных кафедрах медицинского университета, решает задачу привить студентам навыки постоянного совершенствования и эффективного применения знаний для анализа клинических проявлений заболевания, определения ведущей патологии, способов лечения, прогнозирования эффективности их применения.
Основной задачей обучения студентов на кафедре госпитальной терапии является формирование у будущего врача умения на основе выявленной симптоматики в процессе дифференциальной диагностики правильно установить диагноз, назначить конкретное лечение, а при возникновении ургентной ситуации – оказать неотложную помощь. Как оказалось, наш пятилетний опыт работы со студентами стоматологами, сложность реализации этой задачи обусловливается:
· ограниченным количеством часов по учебному плану;
· неодинаковым уровнем исходной подготовленности по методам обследования больных и интерпретации выявляемых симптомов (курс пропедевтики), базисных знаний;
· «языковым барьером» (у части иностранных студентов);
· различием личностных особенностей и национальных целевых установок на обучение (бюджетная и внебюджетная формы обучения);
· отсутствием современных учебных пособий по терапии для стоматологов.
Все это диктует необходимость разработки единой тактики учебного процесса в целом (лекции, практические знания, элективы и др.), обеспечивающей возможности максимальной оптимизации восприятия студентами и закрепления в памяти изучаемого материала.
Пятилетний опыт работы кафедры со студентами-стоматологами показал, что достичь этого можно, если в структуре учебного процесса предусмотрен ряд методических подходов:
Конкретность преподавания. Вся учебная информация как лекций, так и практических занятий должна ориентировать студента на освоение четких узловых моментов: физиологических констант здорового организма, их изменений при патологии, алгоритмов главных звеньев патогенеза и синдроматики изучаемых нозологий, их классификаций, стандартов диагностики и лечения.
Приближение всех ступеней обучения к реальной врачебной деятельности. Во-первых, самостоятельные ежедневные курации тематических больных, интерпретация их параклинических показателей, обоснование предполагаемого диагноза и лечения. Во-вторых, написание краткой истории болезни по заданной тематике. В-третьих, установление связи патологии внутренних органов с поражением полости рта. В-четвертых, оказание неотложной терапевтической помощи при стоматологических вмешательствах. В-пятых, закрепление навыков диагностики и лечения путем разбора тематических ситуационных задач, проведением деловых игр в фрагментарном варианте, самостоятельном анализе основных патологических изменений электрокардиограмм, рентгенограмм, лабораторных анализов крови и мочи.
Требовательность. Выделяя данную составляющую учебного процесса, необходимо подчеркнуть ряд моментов.
Первое – обязательная проверка выполнения обучающимся всех формальных установок по учебному процессу в соответствии с уставом медицинского университета: ежедневный контроль самостоятельной подготовленности студента (исходный уровень знаний), усвоения тематического материала в процессе обучения, зачетный контроль по освоению практических навыков путем защиты истории болезни и завершающий контрольный этап – экзамен. Традиционно в зависимости от темы занятий контроль знаний на кафедре проводится либо в виде письменного опроса – тестирования, либо путем решения тематических задач, интерпретации данных дополнительного обследования с соответствующими патологическими отклонениями, либо в форме устного опроса.
Второе – оценка активности участия студента в учебном процессе. Известно, что заинтересованность обучаемого в происходящем на занятии зависит не только и не столько от его подготовленности к занятию, сколько от качества самого занятия: его структуры, временных интервалов отдельных этапов, наличия тематических больных, насыщенности наглядным материалом, эмоционального фона. Иными словами, в значительной мере активность студента зависит от профессионального мастерства, опытности преподавателя.
Третье – индивидуальный подход. Как правило, студенты–стоматологи – это представители разных стран и регионов России: Греции, Абхазии, Армении, Ливана, Чеченской Республики и др. В большинстве случаев учебная группа включает студентов из двух – трех, реже – более стран. Для поддержания стабильно высокого уровня обучения в такой группе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента: национальные, личностные, образовательные. В свою очередь, это требует от преподавателя установления с каждым обучающимся доверительных взаимоотношений, построенных на доброжелательности, знании проблем студента и готовности их разрешить.
Можно полагать, что именно такие подходы являются одним из факторов, определяющих хороший уровень знаний студентов по терапии, что подтверждается достаточно высоким средним баллом (4,1) на экзамене в течение последних 3 лет на кафедре госпитальной терапии.