Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Сотникова Н.В., Ротаренко И.В., Ушакова Е.С.

Современные требования рыночной экономики к выпускникам учебных заведений вносят существенные коррективы в учебный процесс. Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Основной целью формирования профессиональной компетентности студентов является повышение их конкурентоспособности, позволяющей наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности [1, 4].

Поиск новых технологий связан с появлением в образовательных учреждениях современной техники для работы с учебной и научной информацией (компьютеры, интернет, мультимедийная установка, аудио- и видеотехника, аватары) и необходимостью эффективно и целесообразно ее использовать. Для подготовки конкурентоспособного медицинского работника при устном изложении учебного материала используются вербальные, технические и наглядные методы обучения.

Одной из задач современного обучения становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления своих творческих способностей. Решение этих задач невозможно без инновационных технологий. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и студента.

Инновационные образовательные технологии вырабатывают у студента умение ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать управленческие решения. Инновационные методы обучения разнообразны и включают: деловые игры, тренинги, ситуационные задачи, мастер-классы, творческие задания, пресс-конференции, научные дискуссии, тестирование, защиту рефератов, занятия по кейсам, игровое обучение, коллоквиумы, исследовательский метод обучения, дискуссии, пост–тесты, круглые столы, презентации; проблемное обучение, мультимедийные лекции [2].

Проведенные нами наблюдения свидетельствуют, что наиболее эффективной формой обучения студентов на практических занятиях по дисциплине «Сестринский уход при заболеваниях терапевтического профиля» является работа малыми группами, использование ситуационных задач, дидактических игр и применение информационных технологий, так как это позволяет студенту не только заучивать материал, а логически его осмысливать, повышая качество понимания и усвоения клинического материала. При проведении практических занятий малыми группами студенты сами выбирают лидера группы, совместно выясняют вопросы, разрешают затруднения, которые возникли в результате самостоятельной деятельности.

Другой перспективной формой преподавания является игровое обучение – имитационная творческая деятельность студентов, связанная с разыгрыванием ролей. Данная педагогическая технология позволяет формировать организацию профессиональных коммуникаций. Например, на практическом занятии по теме «Сестринский процесс при бронхитах» применяется имитационная игра «Исследование пациента». Преподаватель раздает роли студентам (медицинская сестра, пациент, эксперты). Медсестра проводит сбор информации о пациенте. Если она затрудняется с формулированием вопросов, то ей на помощь приходят эксперты.

Частые ошибки у студентов при проведении опроса пациентов: недостаточная полнота расспроса, нарушение последовательности опроса, бессистемность постановки тех или иных вопросов. По окончанию игры преподаватель совместно со студентами разбирает выявленные ошибки.

В связи с внедрением инновационного проекта и оснащения всех кабинетов компьютерной техникой, на практических занятиях активно применяются мультимедийные пособия. Мультимедийные средства носят эффект наглядности, помогают студенту качественнее усвоить материал и в более полном объеме, позволяют обеспечить доступ к дополнительной информации по изучаемым дисциплинам (в частности, по «Сестринскому уходу при заболеваниях терапевтического профиля»), способствуя творческому усвоению материала [3].

Одним из видов мультимедийных средств являются компьютерные презентации, главное в которых – это тезисность и наглядность. Студенты, работая над презентациями, приобретают интеллектуальные, организационные, коммуникативные, конструкторско-технологические умения. Они воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляют изобретательность, развивают проектное мышление, становятся профессионально-мобильными. Использование видеосюжетов и презентаций становится реальным переходом от традиционной технологии (доска, плакаты) к новой интегрированной образовательной среде, включающей в себя развивающие возможности электронного представления информации. Мультимедийные программы гармонично сочетаются с традиционными методами обучения на всех этапах.

Таким образом, инновационные технологии являются необходимым инструментом современного преподавателя. В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, поставленных Федеральными государственными стандартами третьего поколения. Они способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего медицинского работника, существенно повышают его мотивацию, глубину и полноту овладения им профессией.