Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений. Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Вторую группу методов педагогического исследования составляют методы изучения педагогического опыта (это скорее эмпирические методы). К этой группе методов относятся наблюдение,беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогической документации. Анкетирование – метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопросы. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что накаждый вопрос предлагаются на выбор анкетируемому готовые ответы. Смешанная анкета содержит элементы того и другого типа [1, с.20].
Основное преимущество метода анкетирования заключается в возможности оперативногополучения необходимой информации от большого количества опрашиваемых. Анкетирование не ограничивает количество участников. Данный метод обеспечивает высокий уровень массовости исследования. В большинстве случаев анкетирование проводится анонимно, что позволяет получить откровенную информацию от респондентов на заданные имвопросы.
Для анкетирования студентов нами были составлена анкета закрытого типа, в которую мы включили 12 вопросов.
Цель анкетирования заключалась в определениимотивации к поступлению студентов на фармацевтический факультет и их отношения к базовой химической дисциплине специальности – общей и неорганической химии. Опрос проводился анонимно, среди студентов 1 курса фармацевтического факультета Майкопского государственного технологического университета (МГТУ). В анкетировании приняли участие 22 студента фармацевтического факультета.
Анализ результатов анкетирования показал, что 69% студентов выбрали профессию провизора самостоятельно и осознанно, 32% студентов учли совет родителей. 18% опрошенных считают избранную профессию престижной. Только 3% респондентов выразили сомнение в правильности выбора будущей специальности.
Для сравнения вопрос о выборевысшего медицинского образования был задан также75студентам лечебного факультета МГТУ. Приведем результаты анкетирования:
- выбор профессии врачасамостоятельный и осознанный (86%)
- выбор по совету родителей (19%)
- выбор по совету знакомых, друзей (3%)
- престижность профессии (24%)
- неуверенность в правильности выбора профессии (8%)
Сравнительные результаты ответов студентов двух факультетов на вопрос о мотивах выбора будущей специальности представлены на рисунке.
Сравнение результатов анкетирования у студентов разных факультетов не выявило принципиальных различий, подавляющее большинство из них самостоятельно и осознанно решили стать провизорами или врачами.
Рис. Мотивация
выбора медицинского образования студентами
фармацевтического и лечебного факультетов
Химическое образование будущих провизоров начинает дисциплина «Общая и неорганическая химия» (ОНХ), которая является основой для химической и профессиональной подготовки студентов фармацевтического факультета.
В связи с этим мы решили выяснить отношение студентов к данной дисциплине. Анкетирование выявило, что:
- интерес и желание изучать ОНХ проявили лишь 12% опрошенных респондентов;
- сложность, но необходимость данной дисциплины отметили 38%;
- заинтересовались, несмотря на сложность,18% студентов.
На вопрос: «Чем может помочь знание ОНХ в Вашей профессиональной деятельности» большинство студентов (43%) ответили:«В умении применять лекарственные препараты для лечения заболеваний».26%студентов уверены, что знания ОНХ помогут им проводить химический анализ лекарственных препаратов.
При изучении ОНХ наибольший интерес у студентов вызывает выполнение лабораторных работ (79%). Студенты (54%) также предлагают уделять больше внимания выполнению эксперимента на занятиях.
У респондентов наибольшую сложность вызывает самостоятельное решение задач (56%). Хотя при этом 38% считают, что решение задач развивает логическое мышление, а 29% студентов помогает лучше усваивать материал.
На вопрос: «Какой способ контроля знаний Вам кажется наиболее объективным?» студенты ответили следующим образом:
- письменная проверочная работа - 47%
- устный опрос после изучения каждой темы - 12%
- проверка домашнего задания - 16%
- тестирование - 21%
- экзамен -9%
Таким образом, мы видим, что письменная проверочная работа является для студентов наиболее объективным способом контроля знаний. Экзамен, проводимый в конце семестра, как форму контроля знаний признали только 9% студентов.
Результаты анкетирования помогли нам оптимизировать учебный процесс. На вопрос: «Что облегчает усвоение общей и неорганической химии?» - 43% выбрали объяснение теоретического материала и последующий контроль со стороны преподавателя и только 7% студентов выбрали самостоятельную работу. Это свидетельствует о необходимости формирования навыков внеаудиторной самостоятельной работы студентов: работа с учебником, с лекционным материалом, подготовка рефератов и мультимедийных презентаций.
Проблема учебной мотивации студентов при обучении в вузе в настоящее время приобретает особую актуальность, поскольку с введением новых образовательных стандартов третьего поколения большое внимание уделяется повышению роли самостоятельной работы студентов, что в свою очередь ведет к стимулированию саморазвития студентов [2].
Анкетирование показало необходимость повышения мотивации и заинтересованности студентов фармацевтического факультета при изучении химической дисциплины, для чего мы активно внедряем информационные технологии в учебный процесс,например, использование на занятиях мультмедийных презентаций, виртуальных лабораторий, ресурсы сети Интернет.
Мы планируем провести серию анкетирований для поиска направлений совершенствования процесса химической подготовки будущих провизоров как основы формирования у них профессиональных компетенций.
Таким образом, анкетирование помогло нам вскрыть недостатки в методике обучения студентов общей и неорганической химии на фармацевтическом факультете. Как метод исследования, анкетированиеможно использовать для получения информации касающейся мотивации, познавательной активности, учебных затруднений студентов.