Современный период функционирования отечественной системы здравоохранения характеризуется усилением законодательного регулирования отношений по охране здоровья граждан, имеющим своей конечной целью обеспечение доступной и качественной медицинской помощи [1]. Как считают ведущие специалисты в области общественного здоровья и организации здравоохранения, к наиболее эффективным методам управления качеством медицинской помощи относятся методы нормативно-правового регулирования. При этом важным элементом является уровень правовой культуры потребителей и производителей медицинских услуг [2].
В соответствии с действующим законодательством, пациент наделен статусом равноправного субъекта в отношениях, связанных с оказанием ему медицинской помощи. Партнерские отношения предполагают, с одной стороны, знание медицинским персоналом прав пациентов и соблюдение условий и порядка их обеспечения, а с другой, – правовую информированность потребителей медицинских услуг [3].
Преподаваемые на кафедре судебной медицины курсы: «Правовые основы деятельности врача» (ПОДВ) на лечебном факультете и «Основы профессиональной деятельности врача (правовые аспекты)» (ОПДВ) на педиатрическом факультете включают вопросы экспертизы качества медицинской помощи и изменение принципов нормативно-правового регулирования в моделях «врач – пациент» и «пациент – медицинская организация».
В декабре 2014 г. после изучения данных курсов нами проведено анонимное анкетирование студентов с целью выявления понимания ими зависимости между качеством медицинской помощи и знанием врачом и пациентом правовых норм в области охраны здоровья. Всего в анкетировании приняли участие 430 юношей и девушек в возрасте от 19 до 21 года, из них 301 студент 3 курса лечебного факультета и 129 студентов 2 курса педиатрического факультета. Результаты анкетирования представлены в таблице.
Анализ полученных результатов показывает, что почти половина респондентов лечебного факультета и 62% педиатров определили зависимость между качеством медицинской помощи и знанием врачом правовых норм в области охраны здоровья как прямую и значительную. Чуть более трети студентов лечебного факультета и почти треть студентов педиатрического факультета считает зависимость несущественной - «главное - правильно лечить».
Около 17% студентов лечебного факультета и вдвое меньше студентов педиатрического факультета выбрали вариант – «затрудняюсь определить».
То, что зависимость между качеством медицинской помощи и знанием пациентом правовых норм в области охраны здоровья прямая и значительная, считают почти 45% студентов лечебного и чуть более половины студентов педиатрического факультета.
«Несущественная зависимость, для пациента эти знания роли не играют» – мнение практически трети всех респондентов.
Таблица.
Результаты анкетирования студентов
Содержание вопроса |
Варианты ответов |
Лечебный ф-т |
Педиатрический ф-т |
||||
Всего % |
из них |
Всего % |
из них |
||||
юно- ши % |
девуш- ки % |
юно- ши % |
девуш- ки % |
||||
На Ваш взгляд, зависимость между качеством медицинской помощи и знанием врачом правовых норм в области охраны здоровья |
прямая и значительная |
46,7 |
23,2 |
76,8 |
62,0 |
22,5 |
77,5 |
несущественная, главное - правильно лечить |
36,4 |
41,1 |
58,9 |
29,4 |
31,6
|
68,4 |
|
затрудняюсь определить |
16,9 |
35,4 |
64,6 |
8,6
|
55,5
|
44,5
|
|
На Ваш взгляд, зависимость между качеством медицинской помощи и знанием пациентом правовых норм в области охраны здоровья |
прямая и значительная |
44,8 |
31,1 |
68,9 |
51,2 |
31,8
|
68,2
|
несущественная, для пациента эти знания роли не играют |
31,3 |
39,4 |
60,6 |
28,7 |
18,9
|
81,1
|
|
затрудняюсь определить |
23,9 |
29,0 |
71,0 |
18,1 |
25,0
|
75,0
|
Таким образом, уверенность в прямой и значительной связи зависимости между качеством медицинской помощи и знанием как врачом, так и пациентом правовых норм в области охраны здоровья сформирована примерно у половины изучавших курсы ПОДВ и ОПДВ. Это свидетельствует о необходимости усиления внимания к вопросам медико-правового управления качеством медицинской помощи. Следует отметить, что качество медицинской помощи характеризуется многокомпонентностью и определяется набором существенных признаков, в том числе и степенью удовлетворенности пациентов. А вот вопрос влияния на удовлетворенность уровня правовой грамотности пациентов практически не изучен, хотя имеет не меньшее значение, чем правовая подготовленность врача.
В целом анализ полученных данных ставит задачу постановки проблемы не тождественности понятия «качество медицинской помощи» с позиции производителя и потребителя медицинской услуги. Если для врача - это стандарт медицинского вмешательства в соответствии с требованиями ОМС, то для пациента - это, прежде всего, отсутствие причинения вреда и степень реализации имеющихся ожиданий от лечения.
Анализ накопленного опыта по данным литературы и результаты проведенного нами исследования указывают, что наиболее перспективный способ повышения качества медицинской помощи посредством правового регулирования заключается в повышении уровня правовой культуры и правосознания субъектов права. Этот путь по оценкам специалистов является наиболее сложным, поскольку изменение уровня правовой культуры должно произойти как у медицинских работников, так и у пациентов, правовые обязанности и ответственность которых до сих пор в полном объеме не урегулированы действующим законодательством.