В образовательной системе РФ на современном этапе широко применяется дистанционное образование (ДО), которое согласно Федеральному закону «Об образовании» (2012) является одной из равноценных форм получения образования.
ДО – особая форма заочного образования, основанная на применении технологий дистанционного обучения, с обязательным применением Интернет-технологий, работы в режиме «онлайн» и использованием компьютерного тестирования по специальным технологиям. В рамках ДО в НОУ ВПО «Московский технологический институт» изучаются учебные дисциплины естественнонаучного цикла. Проблемы и особенности реализации дистанционного образования как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании рассматривались нами в ряде работ, в частности [1, 2]. По сравнению с традиционно применяемыми формами в заочном образовании дистанционное образование имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Преимущества:
1. ДО позволяет студентам строить индивидуальную траекторию изучения учебной дисциплины;
2. Отсутствует необходимость в посещении учебного заведения и четкой временной привязки к учебному мероприятию (кроме вебинаров, но запись вебинара студент может при желании просмотреть в удобное время);
3. ДО способствует формированию волевых качеств личности;
4. ДО способствует формированию прочных и осознанных знаний, умений, компетенций (познание реализуется максимально самостоятельно, т.к. цель четко поставлена);
5.Отсутствует негативный эффект неадекватной оценки уровня достижений студента из-за психологической несовместимости субъектов обучения и др.
К недостаткам дистанционного образования можно отнести:
1. Трудности выявления уровня достижений студентов в освоении химии, связанные с применением определенной технологии компьютерного тестирования, невозможностью тестированием охватить значительную часть учебного материала и т.д.;
2. Невозможность проведения реального эксперимента (химического и др.);
3. Отсутствие непосредственного взаимодействия субъектов обучения, жесткий регламент онлайн-общения, невозможность (трудности применения) символики предмета и др.;
4. Жесткая заданность компьютерной технологии выявления уровня достижений, ее лабильность и сложности использования многообразия средств диагностики и т.д.
Недостатки ДО формируют проблемы, возникающие при его реализации.
1) Сложной, практически непреодолимой проблемой ДО является: невозможность проведения реального эксперимента; иногда его можно заменить виртуальным экспериментом (тогда, когда учебная дисциплина является общеобразовательной). Там, где дисциплина является профессионально формирующей, составляет основу профессиональной компетенции, применять ДО нецелесообразно (подготовка лаборантов-аналитиков и др.). Решению этой проблемы способствует разработка методики проведения безопасных опытов в бытовой жизни (химия, биология) и виртуального эксперимента.
2) Проблема модернизации разработки контрольно-измерительных материалов, которую можно решить следующим образом:
1. Не применять элементарно простых тестовых заданий;
2. Чаще (по возможности) использовать тестовые задания, с большим (чем 4) числом дистракторов, среди которых содержится два и больше правильных ответов;
3. Обязательно применять тестовые задания на соответствие, ранжировку, подстановку недостающих звеньев цепи, последовательность действий (не меньше двух) и др.
4. Обязательно применение качественных и расчетных задач, для последних возможно приведение нескольких правильных ответов в разных единицах измерения или способов их выражения (задания приводят к развитию психофизических качеств: внимания и др.).
5. Важным резервом тестируемости является использование тестовых заданий на формирование фразы из фрагментов. Пример модернизированного тестового задания:
1 |
Масса 1,12 м3 углекислого газа |
2200 г |
1 |
|
|
4400 г |
|
|
|
2,2 кг |
1 |
|
|
4,4∙103 г |
|
|
|
2,2∙103 г |
1 |