Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Унтина М.В., Курдуманова О.И.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам качества подготовки выпускников вузов, в том числе эффективности подготовки будущих педагогов. В этой связи осуществляется поиск и разработка инновационных технологий и методик обучения, отвечающих постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям.

В решении данной задачи все большее значение приобретает дистанционное обучение.

В ходе теоретического этапа исследования мы обнаружили, что в литературе отсутствует единый подход к определению данного термина. В своей работе мы опираемся на определение, предложенное специалистами лаборатории дистанционного обучения Российской академии образования, и понимаем под дистанционным обучением «взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [4].

Однако в контексте высшего образования, на наш взгляд, более эффективным является смешанное обучение («blendedlearning») – применение Интернет-технологий с целью поддержки традиционного очного образования. При реализации смешанной модели обучения одновременно включаются новейшие информационные технологии и сохраняется непосредственный контакт между преподавателем и обучающимися.

Внедрение модели смешанного обучения мы осуществляли с помощью системы дистанционного обучения (СДО) Moodle – бесплатнораспространяемого программного комплекта. Нами разрабатываются учебные курсы для организации самостоятельной работы обучающихся и поддержки очного обучения.

На базе СДО Moodle построен образовательный портал Омского государственного педагогического университета, где осуществляется работа по реализации «blendedlearning» в магистратуре по направлению 44.04.01 Педагогическое образование. Считаем обоснованным введение такой системы обучения именно на этапе получения магистерского образования, что связано с его спецификой [5, с. 169].

Применение дистанционных образовательных технологий как части смешанного обучения, несомненно, имеет ряд преимуществ. В ходе теоретического анализа мы выявили основные достоинства и недостатки дистанционных технологий [2, с. 228].Важно отметить, что одним из требований эффективного обучения с применением дистанционных технологий является наличие устойчивой мотивации и высокий уровень самодисциплины обучающихся. Следовательно, для повышения эффективности обучения необходимо выработать систему организации собственной деятельности. Обеспечению успешности магистранта - будущего учителя химии, на наш взгляд, способствует самоменеджмент.

В самом широком смысле, самоменеджмент – это способность управлять собой и своей деятельностью.

Основными целями самоменеджмента являются [3, с. 82]:

·      Максимальное использование собственных способностей и возможностей;

·      Сознательное управление своей жизнью;

·      Умение преодолевать внешние факторы.

На сегодняшний день в отечественной и зарубежной литературе имеется достаточное количество определений данного понятия, а также предложены различные варианты методик для формирования самоменеджмента личности.

Однако вопросы самоменеджмента у выпускников педагогического вуза и условия его формирования остаются недостаточно исследованными.

Опираясь на мнение Л. Зайверта [1, с. 2], мы определяем самоменеджмент будущего учителя как целенаправленное применение испытанных и новейших методов и приемов для оптимальной организации своего труда и эффективного использования собственного времени.

Кроме того, мы полагаем, что самоменеджмент будущего педагога во многом формируется при обучении методическим и специальным дисциплинам в магистратуре.

Процесс формирования у магистрантов системы самоменеджмента состоит из пяти взаимосвязанных компонентов: аксиологического, мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного.

Также нами были выявлены критерии оценки уровня сформированности каждого из приведенных компонентов. Мы подобрали комплекс соответствующих методик и на начальном этапе эксперимента провели измерение показателей с целью выявления исходного уровенясамоменеджмента магистрантов набора 2013 г. и 2014 г.

Результаты показали, что обучающиеся обеих групп имеют примерно одинаковый «входной» уровень самоменеджмента.

В ходе формирующего этапа педагогического эксперимента мы провели апробацию предложенной нами модели реализации смешанного обучения (рис.).

Условия и факторы, виляющие на подготовку

современного выпускника магистратуры

Соответствие требованиям ФГОС ВО

Информатизация образования

Соответствие требованиям                                                                                           государства и экономики

Целевой компонент

Эффективная реализация смешанного обучения на основе сформированной системы самоменеджментаобучающихся магистратуры

Содержательно-деятельностный компонент

Сочетание традиционного обучения и новейших информационных технологий –

смешанное обучение («blendedlearning»)

Обучение в магистратуре при поддержке дистанционных технологий

 

Формирование  у обучающихся компонентов самоменеджмента:

аксиологического, мотивационного,

когнитивного, деятельностного, рефлексивного

Формирование необходимых компетенций:

ОК-4, ОК-5, ПК-15,

ПК-20

Критериально-оценочный компонент

Уровни сформированности компетенций

Успеваемость по дисциплинам (рейтинг)

Уровни, критерии сформированности самоменеджмента

Экспертная оценка разработанных средств обучения

Результаты

Овладение необходимыми компетенциями в соответствии с ФГОС ВО

Овладение знаниями, приемами и методиками самоменеджмента

             

Рис. Модель эффективной реализации смешанного обучения.

Оказалось, что студенты экспериментальной группы имеют четко выраженную систему посещения образовательного портала, высокую активность во время очных  занятий, более высокие показатели сформированности компонентов самоменеджмента, а также повышенный рейтинг по сравнению с контрольной группой. Полученные в настоящее время результаты достоверно свидетельствуют о положительном влиянии уровня самоменеджмента на эффективную работу магистрантов в системе «blended­learning».

Кроме того, разработанные в рамках модели «blendedlearning» комплексы средств обучения позволяют ликвидировать пробелы в ранее полученных знаниях, скомпенсировать недостаток аудиторных часов, помогают студентам подготовиться к семинарским занятиям и всем видам контроля. 

В настоящее время мы продолжаем работу по внедрению модели смешанного обучения и формированию системы самоменеджментау обучающихся магистратуры «Химическое образование», так как на сегодняшний день без самоменеджмента обучающегося невозможно эффективное обучение в педагогическом вузе.