Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Хочава М.Р., Шевченко А.И., Сампиев А.М.

Самостоятельная работа студентов (СРС) может рассматриваться не только как репродуктивная, но и продуктивная деятельность студентов по выполнению разнообразных заданий с целью получения, усвоения и применения знаний, формирования умений и навыков, приобретения опыта творческой деятельности, развития необходимых профессиональных и личностных качеств. Посредством разработки соответствующих заданий, предъявления их студентам реализуется один из ведущих принципов дидактики высшей школы - принцип единства педагогического процесса и самостоятельной познавательной деятельности студентов. СРС предполагает овладение принципами самоорганизации познавательной деятельности студента - очень важного качества будущего специалиста.

В соответствии с учебным планом по специальности 060301 «Фармация» в 4 семестре проводятся занятия по дисциплине «Техника микроскопического анализа лекарственного растительного сырья» (ТМАЛ), в рамках изучения которой 1/3 времени отводится на самостоятельную работу. Основной задачей данной дисциплины является приобретение и совершенствование студентами уровня теоретических и практических знаний, навыков и умений по определению подлинности лекарственного растительного сырья, которые должны способствовать развитию у студентов осмысления, углубления, расширения знаний по программе изучаемой дисциплины и формированию у них  исследова­тельских навыков.

В рамках аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов по рассматриваемой дисциплине  нами подобраны методические приемы, ориентированные на индивидуальные особенности усвоения учебного материала. Применение таких приемов развивает индивидуальные способности студентов фармацевтического факультета, повышает стремление их к самостоятельному пополнению и совершенствованию круга профессиональных знаний и навыков.

Индивидуальный подход к СРС по ТМАЛ на кафедре фармации обеспечивается разработкой заданий различного характера и уровня сложности, в ходе выполнения которых студент без всякой помощи преподавателя самостоятельно продумывает, анализирует и обобщает учебный материал. Преподаватель в этом случае выступает как генератор индивидуальных заданий, а затем как консультант, поэтапный контролер, корректор и т.п. Одновременно преподаватель помогает студентам (советами, специальными заданиями) компенсировать недостатки способностей, выработать необходимые умения и сформировать эффективный индивидуальный стиль деятельности. Чтобы осуществить индивидуальный подход к отработке теоретического материала по ТМАЛ, на кафедре фармации разработаны четыре группы заданий.

Первая группа заданий предназначена студентам с маленьким объемом непосредственного запоминания, медленным переходом из кратковременной памяти в долговременную, не владеющим приемами рационального запоминания. Цель этих заданий - фиксировать учебный материал в памяти. Примеры заданий:

а)  выписать определения, термины, основные морфологические виды лекарственного растительного сырья, методики их микроскопического анализа;

б)  выписать ключевые понятия из основных мыслей, определений и объяснить, почему данные понятия являются ключевыми;

в)  письменно ответить на контрольные вопросы, требующие только воспроизведения материала;

г)  составить план проведения микроскопического анализа конкретной группы растительного сырья.

Наглядным примером этой группы заданий является следующее: выберите и установите правильную последовательность операций при приготовлении микропрепарата листа с поверхности:

1) сырье предварительно замачивают в воде в течение суток;

2) сырье кипятится в 3% растворе натрия гидроксида несколько минут до просветления;

3) сырье выдерживается в смеси спирт:глицерин несколько суток;

4) готовится поперечный срез;

5) сырье промывается водой после просветления;

6) сырье помещается на предметное стекло в каплю хлоралгидрата;

7) микропрепарат высушивается в сушильном шкафу;

8) микропрепарат прогревается на пламене горелки.

Вторая группа заданий направлена на формирование содержательных, логических связей между частями изучаемого материала. Задания по формированию логических связей рекомендуется выполнять, прежде всего, студентам с низкой способностью к интеграции знаний, предпочитающим зубрить материал, а не логически его обрабатывать. Задания подобного рода могут быть самыми различными:

а) ответить на вопросы, требующие самостоятельных умозаключений;

б) определить логическую связь между двумя понятиями или суждениями, формулами, положениями;

в)  составить схему микроскопического анализа;

г)  установить соответствие каких-либо анатомо-диагностических признаков растительного сырья. Например, укажите основные формы включений оксалата кальция:

кристаллы

а – призматическая, б – игольчатая, в – рафиды (пучки игл), г – друза,

д – сферокристалл, е – клетка с кристаллическим песком.

Третья группа заданий применяется с целью установления межпредметных связей и формирования целостной системы знаний. Она предназначена для большинства студентов. По форме задания идентичны заданиям второй группы, но включают знания по различным учебным предметам и их связи и взаимосвязи.

Например, студентам предлагается самостоятельно изучить особенности анатомического строения листа по следующему плану (рис. 1):

приготовить временный микропрепарат;

препарат рассмотреть при малом и большом увеличении микро­скопа;

отметить форму и особенности расположения клеток эпидерми­са, складчатость кутикулы, особенности строения и расположения устьиц (наличие или отсутствие побочных, сопровождающих клеток, их форму, размеры, количество);

обратить внимание на наличие или отсутствие наружных эпидермальных структур (трихомы, железистые волоски, железки, чешуйки), отметить особенности их строения и расположения;

зарисовать с большого увеличения небольшой участок исследуемого объекта, сделать соответствующие обозначения;

выделить отличительные особенности в строении верхнего и нижнего эпидермиса листа;

сделать описание тканей и особенностей анатомических структур данного объекта.

 

Схема

Рис. 1. План описания микропрепарата листа

 При выполнении данного задания студенты могут использовать знания, полученные в курсе ботаники.

Задания четвертой группы способствуют свободному владению материалом по ТМАЛ. Это творческие задания. Задания рекомендуются способным студентам, хорошо запоминающим и систематизирующим материал. Задания многообразны, например:

а)  выполнить задание исследовательского характера: подготовить доклад или реферат, поработать с научной литературой;

б) составить кроссворд;

в) подобрать примеры, иллюстрирующие изучаемые анатомо-диагностические признаки;

г)  провести микроскопическое исследование неизвестного образца ЛРС;

Например: на рис. 2 представлен микропрепарат с поверхности листа лекарственного растения. Укажите основные анатомо-диагностические признаки ЛРС.

Полынь

Рис. 2. Микропрепарат поверхности листа

Разработанные задания включены в систему СРС для восприятия и самостоятельного осмысления ими сообщаемой преподавателем информации, ее воспроизведения, участия студентов в решении конкретных практических задач, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку будущих провизоров.

Таким образом, правильно организованная самостоятельная работа студентов по дисциплине ТМАЛ обеспечит:

устойчивую постоянную внутреннюю положительную мотивацию на овладение глубокими и прочными знаниями, т.е. постоянное стремление к знаниям;

приобретение опыта самостоятельной организации в осуществлении учебной деятельности;

умение самостоятельно добывать знания и апробировать их на практике;

желание и умение делиться знаниями с другими; творческое начало в формировании запаса знаний, получение новой информации как индивидуальное научное открытие;

на основе глубоких знаний становление черт личности, обеспечивающих повышение эффективности не только обучения, но и в целом будущей профессиональной деятельности.