Кафедра педиатрии №1 работает со студентами педиатрического факультета по федеральному государственному образовательному стандарту 3 поколения в течение четырех лет. Новый стандарт существенно отличается от предыдущих стандартов [3].
Во-первых, практические навыки студенты 1-го курса педиатрического факультета начинают осваивать уже на первом курсе в осеннем семестре в ходе учебной практики. На практике кроме теоретических вопросов студенты учатся взаимодействовать с медицинским персоналом, пациентами и их родителями [1].
На практических занятиях преподаватели в обязательном порядке разбирают вопросы этики и деонтологии медицинского работника, это существенно влияет на отношение студента к работе на уровне младшего медицинского персонала.
Как показывают результаты, экзамен по учебной практике сдали на отлично 45,3%, на хорошо – 43,4%, на удовлетворительно - 9,3%, на неудовлетворительно - 2,0 %.
Студенты уже на 1 курсе проявляют заинтересованность в знаниях младшего персонала. Полученные в ходе практики знания значительно помогают им при прохождении производственной практики на других курсах.
Продолжение усвоения знаний по практическим навыкам происходит в дальнейшем в ходе изучения дисциплины «Уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля» на 2 курсе в осеннем семестре.
Кроме лекций студенты непосредственно работают в отделениях, где тесно взаимодействуют с больными детьми и их родителями, приобретают навыки по вскармливанию детей, купанию, пеленанию, уходу за постелью больного. Освоенные навыки в дальнейшем помогают студенту во время летней практики после 2-го курса [1].
Во-вторых, преимуществом федерального государственного образовательного стандарта является также увеличение объема преподавания дисциплины по специальности «Педиатрия»
Так, на 3 курсе добавилась дисциплина «Основы формирования здоровья детей», на 4-5 курсах – «Медицинская реабилитация». На 5 курсе студенты приступают к изучению таких дисциплин, как «Поликлиническая педиатрия» и «Детские инфекционные болезни», которые ранее на данном курсе не изучались. Продолжение освоения этих дисциплин осуществляется на 6 курсе. К инновациям на 6 курсе можно отнести введение двух вариативных дисциплин – «Школьная медицина» и «Первичная и вторичная профилактика хронических заболеваний у детей».
Сотрудниками кафедры написаны, утверждены в УМО и изданы следующие учебно-методические пособия: «Дифференцированное наблюдение и восстановительное лечение детей с хроническими заболеваниями в амбулаторно-поликлинических условиях», «Физическое развитие детей, методы его оценки и семиотика нарушений», «Поликлиническая педиатрия», «Противоэпидемическая работа врача педиатра в условиях поликлиники», «Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей, методы исследования и семиотика поражений», «Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы, методы исследования и семиотика поражений», а также учебник «Основы формирования здоровья детей».
Преподавание всех вышеперечисленных дисциплин расширяет возможности подготовки врачей-педиатров, углубляет знания, необходимые врачу общей практики в его дальнейшей работе [2].
Критически необходимо отнестись к тому, что по дисциплине «Пропедевтика детских болезней» значительно сократилось количество учебных часов и не выделено достаточно времени для написания учебной академической истории болезни.
В целом, внедрение федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования – это положительное нововведение, которое позволяет научить студента-педиатра практическим навыкам лечения, профилактики, реабилитации для работы в органах здравоохранения.