Паразитарными заболеваниями по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) ориентировочно поражено около 4,5 млрд. человек Земного шара. В настоящее время в России сложилась напряженная эпидемиологическая обстановка, связанная с ростом заболеваемости паразитарными болезнями.
В стране ежегодно регистрируется до 1,5 млн. случаев этих заболеваний. Общее количество больных паразитарными болезнями приближается к 20 млн. человек и имеет тенденцию к росту. Среди паразитарных заболеваний наиболее широкое распространение имеют гельминтозы, которыми по оценке ВОЗ инфицирована четвертая часть населения Земли.
В последние годы в связи с активными миграционными процессами и приездом в страну большого количества людей на учебу из стран с тропическим и субтропическим климатом возросло количество завозных тропических паразитарных болезней. Некоторые из них, например, малярия, бругиоз, дирофиляриоз, могут легко распространяться и на территории Краснодарского края. Переезд на временное и постоянное жительство беженцев с Украины также способствует распространению некоторых нематодозов, например, анкилостомоза, ранее не регистрируемого на нашей территории, а также повсеместно распространенных нематодозов - аскаридоза, трихоцефалеза и др.
Современная эпидемиологическая ситуация по паразитарным болезням обязывает квалифицированного врача владеть повышенным объемом знаний и умений по этой дисциплине. Врач должен уметь своевременно поставить правильный диагноз паразитарного заболевания и провести адекватный комплекс лечебно-профилактических мероприятий.
В Кубанском государственном медицинском университете на кафедре биологии преподавание паразитологии осуществляется в соответствии с типовой учебной программой для медицинских вузов. Для повышения качества образовательного процесса необходимо вносить коррективы в преподавание биологии в медицинских вузах.
Биология является базовой дисциплиной при обучении студентов, как на теоретических, так и на клинических кафедрах медицинского вуза. В связи с этим термины и понятия, заложенные при обучении первокурсников на кафедре биологии, являются основополагающими для дальнейшего успешного медицинского образования.
Современные достижения медицины и биологии создают необходимость вносить коррективы в преподавание биологии в медицинских вузах. Особое внимание в учебном процессе уделяется биологической и медицинской терминологии, которая способствует формированию медицинской эрудиции и интеграции знаний при формировании клинического мышления, необходимого врачу любой специальности. При разработке сквозных программ для преподавания материала в области паразитарной патологии учитывается использование терминов и понятий, обеспечивающих системное обучение студентов.
Для лучшего усвоения терминов и понятий используются разнообразные педагогические приемы. При изучении новых терминов активизируются различные виды памяти (зрительная, слуховая, моторная, эмоциональная) и пути запоминания (осмысленный и механический). В учебном процессе терминологию изучают на лекционных курсах, практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы, при сдаче итоговых занятий по соответствующему модулю. Актуальным в учебном процессе является выработка у первокурсников познавательного процесса через сложный язык терминов. С этой целью при составлении рабочих тетрадей [1, c. 3], методических рекомендаций и указаний по разделу «Паразитология» составлен перечень терминов, которые в рамках самостоятельной работы студент должен записать в эту тетрадь и выучить. Для облегчения обучения паразитологическим терминам кафедрой опубликован словарь – глоссарий [2, c. 82], включающий около 200 терминов. Полученные основы терминологических знаний в дальнейшем углубляются на старших курсах, в рамках преемственности предметов, на клинических кафедрах инфекционных болезней и кожно-венерологических болезней. Эти знания помогают студентам лучше усвоить вопросы клинического проявления паразитарных заболеваний и способы их лечения. Полученные на практических занятиях знания по разделу «Паразитология» закрепляются студентами во время сдачи «немых» микропрепаратов перед итоговым занятием по этому разделу. При завершении обучения на первом курсе студенты сдают устный экзамен с обязательным включением в него около 25% теоретических вопросов по паразитологии и ситуационные задачи по этому разделу.
Таким образом, эффективное формирование клинического мышления по вопросам паразитарной патологии с использованием терминов и понятий должно осуществляться на протяжении всего обучения студентов в медицинском вузе.