Модернизация современного высшего образования обусловила смену образовательной парадигмы в подготовке специалистов от традиционной знаниево-ориентированной к компетентностной парадигме.
Компетентностнаяпарадигма образованиястала востребованной в силу социальных, политических изменений в российском обществе, которые обусловили новые задачи социализации, обучения, общей и профессиональной подготовки обучающихся к выполнению всего спектра жизненных функций. Компетентностный подход направлен на обеспечение формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельнойдеятельности и личной ответственности обучающихся, в целом определяемые как являющиеся в определенной мере показателями качества образования, ключевые компетентности [1, 2]. Компетентностный подход как один из ведущих методологических подходов в современном образовании ориентирован на усвоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности. Компетентностный подход – это отражение прагматической направленности социального заказа, предполагающей разработку системы обеспечения качества подготовки будущих специалистов, отвечающую потребностям современного мирового рынка труда.
С позиции компетентностного подходарезультатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И.А.Зимняя, А.В.Хуторской, М.А.Чошанов, Б.Д.Эльконин и др.) считают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определённым уровнем знаний, умений и навыков, но способен и готов их реализовать в работе.
Компетентностный подход в системе высшего образования обусловливает цели образования в системе подготовки специалистов,детерминированные спросами рынками труда, ориентирует на качественно новые ожидаемые результаты профессионального образования. Существенное изменение вектора целеполагания влечет за собой существенное переформатирование всех компонентов образовательного процесса: содержания, технологии, средств контроля и оценки результатов обучения. Таким образом, анализ ситуации смены образовательной парадигмы, а также последующие изменения в структуре образовательной системы химического образования в условиях высшей школы невозможно осуществлять без выделения и обоснования ведущих методологических позиций. Мы согласны с Т.Н. Литвиновой, которая в курсе общей химии в медицинском вузе определяет следующие методологические подходы:
- усиление интегративности и фундаментальности, отражающих ведущую роль теоретического материала, системный характер его раскрытия с выделением инвариантной и вариативной части, полифункциональность теоретических знаний;
- усиление методологической и практической направленности теоретических знаний, связи их с жизнью, медициной;
- единство и взаимопроникновение содержания разных блоков учебной дисциплины «общая химия» и междисциплинарное проникновение химических и профессиональных курсов друг в друга с выделением разделов интегративного характера;
- повышение мотивации к изучению общей химии, реализация аксиологического подхода к раскрытию ее содержания, усиливающих мотивационно-ценностное отношение к химическим знаниям в медицинском вузе и восприятие этих знаний как личностно-значимых для будущей профессии и жизни, как необходимого элемента общей культуры;
- повышение эвристического потенциала содержания предмета за счет усиления его проблемности, интегративности, методологической направленности, раскрытия его познавательной и профессиональной значимости, перспектив развития науки;
- усиление гуманистического потенциала курса общей химии за счет его интеграции, дифференциации и некоторой гуманитаризации, введения элективных интегративных химико-медицинских курсов, создающих условия для перехода на личностно-ориентированное обучение [3].
Химическая подготовка студентов фармацевтического факультета на 1 курсе начинается с курса общей и неорганической химии, в котором мы приступаем к формированию химических компетенций как основы общекультурных и профессиональных, поэтому по своей сути они являются профессионально-ориентированными.
Специальные компетентности отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности. Содержание специальной компетентности медицинского работника должно строиться как с учетом структуры и логики химической науки, так и с учетом области медицины, в которой должен работать выпускник. Результатом обучения химическим дисциплинам должно стать овладение обще- и частно-химическими компетенциями в области общей, неорганической, органической, физической, коллоидной, биологической, аналитической химии. Это, прежде всего, теоретические знания по химическим дисциплинам, их практическое применение к конкретным ситуациям состояния вещества, протекания химических процессов, их изучения, практического использования и применения, ценностное и ответственное отношение в социальном, нравственном и экологическом аспектах.
В связи с этим очевидна роль фундаментальной химической подготовки будущих провизоров для реализации задач, стоящих перед фармацевтическим образованием в русле ФГОС ВПО [6].
Общая и неорганическая химия, которая изучается на первом курсе фармацевтического факультетаМГТУ, выполняет ряд функций в образовательном процессе:
- служит теоретической базой для изучения других химических дисциплин;
-формирует представление о химической природе мира, связи между химическим составом, строением и свойствами веществ;
-формирует общепознавательные умения, необходимые для изучения других естественнонаучных дисциплин;
-формирует умения решать профессиональные задачи на основе фундаментальных знаний по химии и специальных знаний, связанных с будущей профессией;
-обеспечивает развитие приемов умственной деятельности, анализа, обобщений, выводов на основе наблюдений;
-формирует первичные навыки обращения с химическими веществами, техникой безопасности и правилами работы в химической лаборатории;
-участвует в формировании и развитии ключевых и предметных компетенций, связанных со спецификой объекта изучения химии и применением полученных знаний в последующей деятельности.
Практические
занятия по химическим дисциплинам в ВУЗе, ориентированные на формирование
компетенций, включают этапы, цели и методику обучения (табл.1).
Таблица 1
Характеристика практических занятий
№ |
Этап занятия |
Дидактическая цель |
Методика обучения |
1. |
Мотивация |
Концентрация внимания, вызвать интерес к изучению данной темы |
-созданиепроблемнойситуации -блицопрос |
2. |
Формирование темы, цели и задачи занятия. |
Обеспечить понимание студентами цели их деятельности и результата. |
-цитаты -выдвижение альтернативных тем |
3. |
Получение необходимой учебной информации. |
Приобретение новых знаний. |
-лекция -презентация - групповое обсуждение - семинар |
4. |
Интерактивное задание. |
Практическое усвоение учебного материала. Формирование, развитие и совершенствование компетентностей. |
-семинар -дискуссия -проблемнаяситуация -составлениеконструктов (самостоятельно) -выдвижение и аргументирование гипотез -конструирование альтернативных способов решения проблем. |
5. |
Подведение итогов. Оценка уровня сформи-рованности компетентности |
Обсуждение способов деятельности. -рефлексия
|
-творческие задания, контролирующие уровень сформированности компетентности.
|
Для определения стратегии образовательного процесса, выбора оптимальных методологических подходов и методики обучения нами проводился входной контроль знаний, умений и навыков у студентов I курса факультета естествознания АГУ по направлению «Химия» и «Биология», а также у студентов I курса медицинского факультета МГТУ.В эксперименте приняли участие 166 студентов. Задания для контрольных срезов имели цель проверить базовый уровень знаний по школьному предмету химии. Анализ результатов контрольных срезов показал, что студенты имеют низкий уровень знаний. Только 12% из них смогли решить предложенные задачи. Лучшие результаты показали студенты по разделам «Строение атома и химическая связь» и «Классы неорганических соединений», но и они не превысили 30%.
Анализ результатов контрольных срезов по общей и неорганической химии позволяет сделать вывод о том, что студенты первых курсов естественнонаучных специальностей имеют низкий уровень знаний, умений и компетенций, однако, мотивированы на приобретение таковых и готовы к сотрудничеству в образовательном процессе.
Результаты анкетирования студентов I курсов факультета естествознания АГУ и медицинского факультета МГТУ в конце семестра показывают, что 63% из 166 студентов, участвовавших в анкетировании, предпочитают объяснение нового материала преподавателем самостоятельному изучению. Отсутствие навыков самостоятельной работы у студентов – одна из главных проблем, стоящих перед преподавателем при работе с первокурсниками.
58,7% студентов затрудняются при решении расчетных задач, что связано как с отсутствием практики решения задач, так и затруднениями, связанными со слабым знанием школьного курса математики.
Наиболее интересным и важным при изучении химических дисциплин 80,4% студентов считают выполнение лабораторных работ. Действительно, к выполнению лабораторных работ студенты проявляют большой интерес, работают активно и добросовестно. Отсутствие химического эксперимента в большинстве школ привело к значительному снижению интереса к дисциплине. Для повышения интереса и мотивации к изучению химии на лабораторных занятиях по химии у студентов лечебного факультета мы вводим задания, ориентированные на применение профессиональных знаний. Например, при выполнении лабораторного занятия по теме «Гетерогенные равновесия» на основании исследования растворимости сульфата и карбоната бария в кислотах студенты должны объяснить, почему для эндоскопических исследований желудка в качестве контрастного вещества используется сульфат, а не карбонат бария. При изучении темы «Комплексные соединения» на основании опытов по образованию и разрушению комплексных соединений студентам предлагается объяснить химические явления, лежащие в основе принципа хелатотерапии.
Формирование ключевых, базовых и специальных компетенций обеспечивается определённым набором дисциплин и практик.Что касается технологий, используемых в практике ВУЗов для реализации компетентностнойпарадигмы, то их особенность в том, что используемые образовательные технологии должны создавать такие учебные ситуации, в которых ключевые, базовые, специальные компетенции будущего специалиста могли бы постоянно проявляться, формироваться, развиваться, совершенствоваться, корректироваться, контролироваться и оцениваться.
Формирование компетенции требует уровневого подхода, т.е. рассмотрение её на когнитивном (знаниевом) уровне и на операциональном (деятельностном) уровне.
Для структурирования учебного материала мы использовали интегративно-модульный подход [4, 5], который предполагает внутри- и межпредметную интеграцию содержания, оформление основных подсистем знаний в виде модулей и их дидактико-методическое обеспечение. Опора на системно-деятельностный подход позволила нам представить все содержание как сложную дидактическую систему, направленную на ее усвоение в деятельности.
Содержание модуля «Основы количественного анализа» представлено в табл. 2.
Таблица 2
Модуль «Основы количественного анализа»
Инвариантная часть |
Вариативная часть |
Формируемые умения и навыки |
Классификация растворов. Термодинамика процесса растворения. Растворимость. Способы выражения концентрации растворов. Способы приготовления растворов. Основные понятия титриметрии: титрование, рабочий, стандартный и анализируемый растворы, точка эквивалентности, нейтральности. Классификация растворов по способу приготовления и назначению. Индикаторы в титриметрии, механизм действия. |
Физико-химические свойства воды. Вода - универсальный растворитель Виды растворов, применяемых в фармации. Классификация методов титриметрического анализа. Классификация индикаторов, применяемых в титриметрии. Правила выбора индикаторов для конкретных случаев титрования. Устройство и назначение химической посуды и оборудования, используемого в титриметрии. Применение методов титриметрии в фармации и медико-санитарной практике. |
Работа с химическим оборудованием, посудой и приборами, необходимыми для приготовления растворов Проведение расчетов по приготовлению растворов Приготовление растворов с применением различных способов Решение задач по расчетам концентраций растворов. Подготовка рабочего места для проведения титрования. Освоение операции по взвешиванию. Проведение титрования и расчеты по результатам его. |
Правильно выбранная совокупность средств, методов и форм организации учебного процесса является залогом достижения поставленной цели. Экспериментально-методическое исследование доказало эффективность выбранной нами системы интегративно-модульного обучения общей химии. Результаты контрольных работ по четырем модулям, изучаемых студентами в первом семестре показали положительную динамику. Средние баллы составили: по первому модулю- 2,8 балла, по второму- 3,5 балла, по третьему и четвертому – 3,72 балла.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что нам удалось добиться достаточно высокого уровня сформированности, системности и функциональности знаний.