В настоящее время постоянно возрастают требования к профессиональной подготовке студентов. Педагоги предпринимают попытки перехода от массового обучения к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей и профессиональной компетентности будущих специалистов.
Формирование профессиональной компетентности происходит на этапе профессионального обучения и зависит от многих факторов: уровня освоения предметных знаний и умений, особенностей профессиональной мотивации, уровня профессиональной направленности, наличием необходимых личностных качеств: доброта, гуманность, чуткость, терпение, сочувствие, эмоциональная адекватность.
Комплексный анализ научных источников[1-8] относительно особенностей формирования и основных составляющих профессиональной компетентности будущего врача позволил определить ее основные структурные компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, рефлексивно-творческий. Каждый компонент, как элемент целостной системы, формируется в соответствии с его характеристиками и особенностями.
Формирование ценностно-мотивационного компонента определяется мотивами, целями и потребностями будущего специалиста в профессиональном обучении, усовершенствовании, самовоспитании, саморазвитии, актуализации ценностных установок в профессиональной деятельности. Этот компонент предусматривает наличие интереса к профессиональной деятельности, который характеризируется потребностью личности в знаниях, в овладении эффективными способами организации профессиональной деятельности. Также ценностно-мотивационный компонент содержит мотивы осуществления профессиональной деятельности и профессиональную направленность.
Когнитивный компонент определяется теоретическими знаниями, умениями и навыкам, и также способами получения необходимой информации и эффективностью ее использования. Уровень развития когнитивного компонента зависит от широты, глубины и системности знаний в медицинской отрасли.
Деятельностный компонент представляет собой активное использование полученных знаний, сформированных умений, навыков и профессионально важных качеств в профессиональной деятельности как необходимых составляющих познания и развития профессиональной культуры, самовоспитания, самоусовершенствования.
Развитие коммуникативного компонента проявляется в умении устанавливать межличностные связи, выбирать оптимальный стиль общения в разнообразных ситуациях профессиональной деятельности, владеть способами вербального и невербального общения.
Рефлексивно-творческий компонент профессиональной компетентности специалиста медицинского профиля определяется отношением к себе и окружению, к своей практической деятельности и ее осуществление. Он включает самосознание, самоконтроль, самооценку, понимание собственной значимости и результатов своей деятельности, ответственность за результаты своей деятельности, понимание себя, а также самореализацию в профессиональной деятельности. Рефлексивно-творческий компонент определяет развитие профессионального мастерства, способность находить творческие нестандартные решения профессиональных задач, развитие интеллектуальной лабильности, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Таким образом, профессиональная компетентность как совокупность способностей, качеств и особенностей личности, а также знаний, умений и опыта, необходимых для успешной профессиональной деятельности выступает важным системообразующем фактором профессиональной подготовки и профессиональной деятельности будущего специалиста по медицине. Особенности формирования профессиональной компетентности будущего врача определяются всем процессом образования, и является интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных и других аспектов знаний.
Одним из эффективных средств для формирования профессиональной компетентности будущего врача является применение интерактивных форм и методов обучения.
Так, в Ставропольском государственном медицинском университете при обучении химии активно проводитсяигра – «Химический биатлон». Такая форма обучения является квазипрофессиональной деятельностью, имеющей как образовательное направление, так и профессиональное. Данная игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные условия формирования личности специалиста. Усвоение новых знаний наложено на канву будущей профессиональной деятельности, обучение приобретает совместный, коллективный характер.
Целью данного мероприятия является не только проверка полученных знаний в области химии, развитие творческих способностей и повышение уровня мотивации у студентов, но самое главное, формирование всех структурных компонентов профессиональной компетентности будущего врача.
Для реализации данной цели с использованием игры «Химический биатлон»решаются следующие задачи:
1. Развитие познавательных интересов и развитие интереса к предмету.
2. Развитие интеллектуально-творческих способностей.
3. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.
4. Формирование умений применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
В «Химическом биатлоне» принимают участие студенты первого курса стоматологического, педиатрического и лечебного факультетов, прошедшие обучение по дисциплине «Химия».Игра состоит из отборочного тура и трех огневых рубежей.Отборочный тур – «Квалификация», позволяет отобрать достойных участников и сформировать три команды биатлонистов. Претендентам по парам необходимо было ответить на тестовый вопрос.
Например: 1.Кальциноз – это заболевание, связанное с отложением в организме:
а) K2CO3; б) CaCl2; в) CaCO3; г) Са(ОН)2.
Если верный ответ – пара садится за игровой стол для первой команды, если ответ неверный – садится в зрительный зал и выбывает из игры. Следующая пара занимает место за вторым игровым столом или также выбывает.
Порезультатам отборочного квалификационного тура были сформированы три команды. Выбывшие студенты перешли вкатегорию зрителей.
Затем команды переходят кпрохождению «Огневых рубежей».
I огневой рубеж – «Стандартное задание» и «Зашифровщик».
«Стандартное задание» - участникам необходимо было вставить пропущенные слова вопределения химических процессов иявлений. Например: Осмотическим давлением называют _______ гидростатическое давление, возникающее в результате осмоса и приводящее к_____ скоростей взаимного проникновения молекул _______сквозь мембрану с избирательной проницаемостью.
«Защифровщик» - биатлонистам необходимо было ответить на вопрос с помощью представленной клавиатуры (рис.).
Например:
Коллигативное свойство.
2 |
3 |
7 |
7 |
7 |
3 |
3 |
0 |
1абв |
2где |
3жзи |
4клм |
5ноп |
6рст |
7уфх |
8цчш |
9щъы |
|
0ьэюя |
|
Рис. Клавиатура.
По результатам первого тура были выявлены две сильные команды, одна команда была вынуждена занять места назрительских трибунах.
II огневой рубеж – «Творческое задание». Биатлонистам следовало поставить диагнозы заболеваний идаже предложить схемы лечения.
Например:1. Иванов Иван Петрович 1935 года рождения, проживающий в г. Санкт–Петербурге поступил в отделение скорой помощи с симптомами: отсутствие аппетита, потливость, боль в ногах, утомляемость. В анамнезе больного множественные переломы верхних и нижних конечностей. По анализу крови доктор отмечает повышенное содержание кальция, фосфата и щелочной фосфатазы.Для подтверждения диагноза, доктор назначил рентгенологическоеисследование, порезультатам которого подтвердил свой диагноз. Какой диагноз поставил доктор и, что он увидел на снимках?
Предполагаемый ответ:
На снимках доктор увидел уплотнение и искривление костной ткани.
В графе диагноз – рахит, из-за пожилого возраста и малого количества солнечных дней в году.
Команда, давшая первой правильный диагноз и предложившая схему лечения, проходит на следующий огневой рубеж.
III огневой рубеж – «Экспериментальное задание». Участники должны провести демонстрационные химические эксперименты и объяснили полученные результаты.
Например: «Рука-волшебница и платок-хамелеон»
Белый платок окунуть в розовый раствор хлорида кобальта (II)и высушить на батарее, он станет бледно-голубым. Затем скомкать платок, немного подержать в руке, он увлажнится и станет бледно-розовым. Объяснить явления и написать уравнения перехода [Co(H2O)6]Cl2«[Co(H2O)4]Cl2.
Эксперты оценивают действия участников игры по разработанным критериям оценки. Выставляют оценки каждому участнику игры.
Задание в игре подобраны таким образом, чтобы для каждого участника создались такие условия, которые способствовали формированию вышеуказанных компонентов профессиональной компетентности.
Таким образом, «Химический биатлон» является методом активного обучения, его использование в образовательном процессе университета позволяет повысить качество подготовки будущих специалистов.