Философский курс есть точка оформления и завершенности «высшего», университетского образования, без которого современное общество будет обществом хороших специалистов, но не вполне образованных людей. Наличие философии в медицинском вузе обусловлено целью образования – подготовить такого субъекта деятельности, который был бы творческим, активным специалистом (в нем заинтересовано государство и экономика), активным гражданином страны (в нем заинтересован социум) и творцом культуры (в этом заинтересован сам человек как личность). Именно способность выступать в качестве «субъекта культуры» для выпускника есть показатель реализованности поставленной цели образовательного процесса в вузе.
Можно согласиться с мнением о том, что «в концепции преподавания философии, несомненно, должно избегать метафор, связанных с “обогащением”, — гораздо лучше заменить их проектом создания субъекта» [4]. Эту функцию вместе с другими гуманитарными дисциплинами и берёт на себя философия.
Именно причастность к культуре, к смыслам, которые не проступают в сфере обыденного опыта (а если и появляются, то в искаженном виде) и открывает перед человеком возможность не просто быть кем-то (гражданская или профессиональная идентификация), но осознать себя в том или ином качестве и посредством его реализовывать «личностное», всеобщее начало в самом себе. Философия в данном случае выполняет функцию приобщения к сфере социального опыта, накопленного всей человеческой культурой: «Потребность в философии велика во все времена и определяется тем, что от духовности человека зависит возможность преодоления кризисов, в том числе и ныне существующего кризиса ценностей. Философия в вузе должна способствовать личностному росту студента, раскрытию его способностей, формированию основ духовности, восхождению к ценностям культуры» [3]. Эту функцию формирования целостного мировоззрения и выполняет философия.
Кроме того, философия реализует функцию, которая в настоящее время особенно актуальна – формирования критического самосознания. Самокритичность – фундаментальная установка зрелой личности: «Она [философия] должна развивать способность философствовать, которая представляет собой способность к свободному критическому мышлению, присущему и необходимому не только профессиональному философу, но и любому человеку. Эта способность есть, прежде всего, умение сохранять критическую дистанцию по отношению к своей собственной культуре и вместе с тем — противостоять любой возможной ассимиляции в партикулярные культурно-исторические контексты» [2].
Специфика критики диктует соответствующую форму преподавания философии, а именно формирование у студентов специфического, свойственного только гуманитариям, сложного, конкретного, системного и в тоже время «личностного», гибкого, открытого и т.д. способа мышления. Отсюда и такая функция философии, как формирование навыка сложного способа мышления, которое никогда не удовлетворяется непосредственными очевидностями. Достичь этой цели возможно благодаря организации систематической работы студента с соответствующими философскими текстами: «Обучить философии можно только через обращение к текстам философских систем, предъявляющих способы решения проблем, возникающих внутри самой философии. Вариативность решений показывает нюансы, тонкость человеческого мышления, способного к саморефлексии» [1].
Основное требование к преподавателю философии – он должен обладать всеми теми качествами, которые должны быть приобретены студентами в процессе преподавания философии. Иными словами, он должен быть способным смотреть и видеть изнутри достоверности той системы ценностей, того мировоззрения, критический разбор которого он производит вместе со студентами. И эта мысль не нова: инструкции во французских гимназиях 1925 года гласят следующее: «Преподаватель философии есть философ …, а его ученик – философ-подмастерье» [2].
Требования к проверке знаний по философии. Промежуточные испытания для студентов по философии должны свидетельствовать, что учебный курс достиг поставленных перед ними целей. Обозначим, что должен знать и уметь студент после завершения изучения курса по философии:
а) знать ключевые категории и конкретные персоналии, их произведения и исторические периоды, к которым те относятся – быть способным дать определение и произвести соотнесение персоналии, её произведения и исторического периода им соответствующего (базовый минимум знаний по курсу);
б) знать ключевые проблемы философии (или философских учений) и их смысл - быть способным воспроизвести его с соответствующей ссылкой на персоналии (и произведения), которые занимались их решением;
в) быть способным соотносить подходы различных мыслителей к решению философских проблем, высказывая на этом основании свою собственную оценку.
Формы заданий, в рамках и посредством которых возможна верификация соответствующего уровня знаний, на наш взгляд, являются следующими:
а) тест, терминологический диктант;
б) письменный или устный опрос;
в) беседа, эссе.
Важно учесть, что варианты подходов к их использованияю могут быть совершенно различными и зависеть от конкретной специфики курса по философии:
«тотальный» - каждый сдающий выполняет задания всех уровней сложности, набирая соответствующее уровню количество баллов в целом;
«иерархический» - в зависимости от претензий ученика на ту или иную оценку он выполняет либо первые два типа заданий, либо последнее;
«последовательный» - успешное выполнение первого задания открывает возможность выполнить задания следующего уровня сложности.
Очевидно, что в основе выше обозначенного подхода лежит простая идея трех основных базовых форм рационального знания: понятия, суждения и умозаключения.
Процесс обучения философии тем более эффективен, чем больше обучающийся вовлечен на неформальном уровне в этот процесс, чем больше воспринимает его как игру, как форму проведения досуга. Обучение не может быть в принципе легким и всегда непринужденным, но оно обязано стремиться быть таковым. «Школа» в широком смысле слова должна быть не только местом испытаний, но и местом, где ученик чувствует себя свободно, самим собой. Школа должна стать в первую очередь «открытым пространством» для ученика. И главными условиями создания такого пространства, такой «открытой среды» являются открытость самого сообщества педагогов друг другу и учащимся; наличие среды, внутри которой возможен контакт и обратная связь, с одной стороны, педагогов друг с другом, а с другой - учителей и учеников.