Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE USE OF ACTIVE METHODS OF TRAINING IN HIGH SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS

Zhunisbekova Z.A. 3 Abdramanova N.S. 3 Akimbaev A.A. 3 Кerimbekov М.А. 1 Sydykhov B.D. 2 Koishibaeva N.I. 3
1 Institute of improvement of professional skill of pedagogical workers on the South Kazakhstan area (joint-stock company Branch «National training centre of pedagogical shots «Orley»)
2 The Kazakh National pedagogical university by name Abay
3 Southern-Kazakhstan state university by name М. Аuеzоv
2123 KB
The content of education is a system of knowledge, skills, personal qualities, which are caused by the demands of society and towards which are directed the efforts of teachers and students. In this regard, the learning process and its organization focused on the implementation of the main components of the content of education: knowledge, skills, experience, creativity and personal relationships. Skillful choice of form and methods of teaching process allows to realize this direction more effectively. Active learning methods, as opposed to traditional, suggest direct involvement of students in the formation of the necessary knowledge and skills. And for the correct choice of teaching methods the teacher must take into account factors such as the purpose of the use of the method, its pedagogical function, positive and negative aspects, and others.
educational process
teaching methods
forms of training
business games
differentiation of instruction

Реформы в общеобразовательной и профессиональной школе, которые набирают силу, вызваны потребностями общества, они является составной частью общественного развития, важнейшим фактором социально-экономического прогресса.

Перед педагогами всегда стояли важнейшие задачи по обучению и воспитанию специалистов – будущих руководителей экономической, социальной и культурной жизни и деятельности общества.

Сегодня необходима перестройка традиционной системы обучения, внедрение стройной системы содержания и технологий обучения, основанной на достижениях психологии и дидактики, в которых воплощен коллективный разум и опыт многих поколений психологов-теоретиков, ученых-педагогов и педагогов-практиков.

Преподавателям высших учебных заведений необходимо решать следующие задачи: повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, добиться прочного овладения основами наук, улучшить нравственное воспитание, эстетическое и физическое развитие; усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, методы обучения и воспитания; устранить перегрузку обучаемых, чрезмерную усложненность учебного материала; усилить политехническую, практическую направленность преподавания.

При решении этих задач не обойтись без опоры на педагогическую теорию, на ее новые, оригинальные исследования, носящие фундаментальный характер. Только используя современные достижения в педагогической науке можно добиться качественных изменений профессиональной деятельности педагогов, а значит, и в коренных преобразованиях педагогической практики [1].

Результаты исследования и их обсуждение

Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых направлены усилия преподавателей и студентов.

Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать условия полноценного развития личности студента. Правильный выбор форм организации учебной деятельности становится залогом того, что процесс обучения будет интересным, полезным, студенты будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи.

Учебный процесс и его организация направлены на реализацию основных компонентов содержания образования: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и личностных отношений. Умелый выбор формы процесса обучения позволяет реализовать эту направленность более результативно, а итогом становится повышение уровня обученности студентов.

Форма организации учебного процесса – выражение учебно-воспитательного взаимодействия преподавателя и студента. Выбор формы определяется числом участников взаимодействия, местом, временем и условиями его осуществления.

Видами обучения А.С. Калюжный называет специфическую организацию учебного процесса, раскрывающую подход к передаче обучаемым системы знаний, навыков и умений [2].

Организационная система, в том числе и учебный процесс, успешно функционирует только в том случае, когда четко соответствует целям, задачам и содержанию обучения, включает в себя планирование, контроль и корректировку учебного процесса.

Форма обучения представляется единством целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (лекция, семинарское и лабораторное занятие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение студентами конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающее воспитательное значение, в результате формирует у студентов системные знания и личностные качества. Необходимость разнообразия форм организации обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учащимися. Содержание учебного материала требует соответствующей, адекватной формы организации обучения, определяет ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, структуру, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие форм обучения.

Профессиональная подготовка и переподготовка педагогических кадров требует существенной перестройки системы повышения квалификации, отхода от утративших актуальность стереотипов построения дополнительного образования.

Одной из важных и актуальных задач современного высшего образования является его интенсификация посредством использования активных и интерактивных методов обучения, использования информационных технологий, создание обучающих систем, активизации работы самих обучаемых.

Как показывает практика подготовки будущих специалистов в различных профессиональных областях, наиболее эффективными оказываются методы активного обучения, так как они работают не только на когнитивном уровне, но и на смысловом, эмоциональном и поведенческом.

В современной отечественной и зарубежной педагогике и психологии существует немало исследований проблемы воздействия на личность различных активных методов обучения (Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин, Л.А. Петровская, А.Е. Абылкасымова, М.Е. Есмухан, Д. Рахымбек, Л.Т. Искакова и др.). Сегодня активное обучение понимается как комплексная социально-дидактическая технология, включающая в себя ряд методов психологического воздействия и реализуемая в различных формах.

Обобщение исследований использования системы методов активного обучения в различных областях образования, позволяет заключить, что с их помощью можно решить целый ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении. К их числу относятся: формирование опыта интерактивного решения профессиональных проблем; увеличение скорости принятия решений; повышение сензитивности; расширение тезауруса профессиональных реакций в проблемных ситуациях; развитие оценочных, аналитических, рефлексивных и прогностических умений, а также умений интерпретации поведения и трансформации новых знаний в практические действия; умение управления стилем своего поведения за счет осознания оценок окружающих [3].

С нашей точки зрения, современная модель высшего профессионального образования должна обладать высокой мобильностью, приоритетом интерактивных методов обучения, каскадностью индивидуальных и групповых проектов развития профессиональной компетентности. Главный акцент в моделях подобного типа сделан на субъективной включенности педагога в процесс повышения профессиональной компетентности. Педагог должен не просто получить психологическую информацию, но успеть апробировать различные возможности ее использования, «пристроить» ее к своему профессиональному опыту. В условиях временных ограничений достижение обозначенной цели возможно за счет широкого использования системы методов активного обучения.

Активные методы обучения, в отличие от традиционных, предполагают непосредственное участие обучаемых в формировании необходимых знаний, навыков и умений.

Активные методы обучения в настоящее время заслуженно получили большое развитие и широко внедряются в учебный процесс, так как способствуют выявлению и развитию таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, и направлены на формирование необходимых для конкурентоспособного специалиста профессиональных и личностных качеств.

Активные методы обучения основаны на принципах проблемного обучения. А.С. Калюжный отмечает, что проблемное обучение предполагает отличную от традиционного структуру учебного занятия, состоящую из трех компонентов [2]:

● актуализация опорных знаний и способов действия;

● выявление и усвоение новых понятий;

● применение открытых знаний с целью формирования умений и навыков в конкретной сфере учебной или профессиональной деятельности.

Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако главное в учебном процессе – активность студента. Наиболее эффективной формой повышения активности студента являются деловые игры. Игровая имитация различных процессов позволяет поставить студента в обстановку условной действительности, требующую от него знаний и навыков.

К активным методам обучения традиционно относятся деловые игры, социально-психологический тренинг, ролевые игры, активное социальное обучение, методы актуализации творческого потенциала. Несмотря на различие названий и техники проведения занятий подобного типа, как справедливо подчеркивает А.А. Вербицкий, их объединяет акцент на активности личности в обучении, которая обеспечивается дидактическим построением и является одной из основных предпосылок достижения целей обучения.

Деловые игры – разновидность творческой деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. Игра – это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. В процессе игры происходит овладение способами решения жизненных задач, усвоение образцов, правил и норм поведения в различных ситуациях и, кроме того, находит свое проявление активная позиция ее участников.

К активным методам обучения можно отнести и метод групповых дискуссий, когда нескольким студентам дается одинаковое задание, которое они должны выполнить вначале индивидуально, а затем посредством группового обсуждения – принять общее решение.

Опыт активного обучения показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которых трудно достигнуть в традиционном обучении: формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы; давать целостное представление о профессиональной деятельности; учить практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу.

Существуют и другие положительно зарекомендовавшие себя методы, которые можно целенаправленно применять при соответствующих запросах и передаче соответствующих учебных содержаний: инструктаж, микроучеба и программированное обучение.

Инструктаж является давно испытанным методом при усвоении таких, например, навыков, как обслуживание приборов, усвоение ремесленных умений, или навыков пользования компьютерными программами. Они работают по простому принципу: «Показал – сдал».

Микроучеба хорошо подходит студенту для корректирования поведения и часто используется на различных курсах или при выполнении учебных упражнений. Студент выполняет упражнение, другие вместе с ним и под руководством преподавателя начинают обсуждать ход его выполнения и совместно искать возможные пути его решения. Очень хорошо в этих случаях использовать видеокамеру, это помогает детальнее проводить анализ и проверку решений.

Программированное обучение в наши дни благодаря развитию персональных компьютеров переживает новый расцвет.

Учебные программы не могут заменить собой занятие. Во время семинара обучаемые не должны слишком долго в одиночку работать с учебными программами – достаточно получаса.

Основная цель методов активного обучения – оказать воздействие на личность специалиста, способствующее развитию различных видов психологической компетентности. Выбор средств психологического воздействия, направленных на повышение компетентности, должен быть адекватен тем компонентам профессиональной психологической компетентности, развитие которых является первоочередной задачей для данной группы педагогов, что определяется в результате предварительной диагностики [4].

Анализ отечественных и зарубежных исследований в области подготовки будущих специалистов, а также наш опыт работы показывают, что наиболее перспективными могут считаться имитационные методы активного обучения.

К имитационным методам традиционно относят проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии, мозговой штурм, круглый стол, мультимедийное обучение, стажировку, научно-практические конференции. Преимуществом этой группы методов является возможность большого охвата информации, многостороннего рассмотрения проблемы, вместе с тем они не позволяют максимально повысить статус активности каждого участника и не погружают его в профессиональный контекст, приближенный к реальности.

Преимуществом этих методов, с нашей точки зрения, является максимальная индивидуализация обучения, содержательность изменений в индивидуальном опыте слушателя, освоение имитационной реальности как средства обучения.

Выводы

Для правильного выбора методов обучения преподаватель должен учитывать такие факторы, как цель использования метода, его педагогические функции, положительные и отрицательные стороны и др. Необходимо подчеркнуть, что все виды занятий с использованием методов активного обучения имеют свое назначение, рациональную область применения и определенные особенности. Подлинной активизации учебного процесса в системе высшего образования можно достичь только при условии их комплексного применения.