В настоящее время в психолого – педагогической науке существует достаточно разнообразное толкование понятия «девиантность». Так, существует мнение, что «…. девиантность (девиация) (от лат. deviatio – отклонение) – отклонение от нормального положения, строения» [3, 62]. Близкое к нему мнение, что «отклоняющееся (девиантное поведение) – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам» [2, 57].
Таким образом, девиантные – это дети, школьники, молодые люди, чье поведение отклоняется от принятых норм.
Разновидностью девиантного (или отклоняющегося) поведения в своем крайнем выражении является асоциальное поведение: делинквентное, аддиктивное, криминальное. Делинквентное – это поведение, при котором не только происходят отклонения от общепринятых норм поведении, но и нарушаются правовые нормы. Аддиктивное – поведение, связанное с пагубными привычками. И криминальное – это поведение, направленное на нарушение норм уголовного права. Все указанные понятия связаны с понятием «дезадаптация». Как мы понимаем, «дезадаптация- это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, проявляющийся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности или такое поведение личности, которое отношения в обществе дегармонизирует, нанося моральный и материальный ущерб» [1, 10]. Однако, если дезадаптированные – это не всегда девиантные, то девиантные, исходя их приведенного определения, всегда дезадаптированы, что наносит им, как и всему обществу, огромный вред , требуя пристального внимания и серьёзного психолого-педагогического подхода. Возникает вопрос о том, как не допускать данного явления.
В науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения – профилактическая и реабилитационная [4, 215]. Обратимся к проблемам профилактики.
Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
Под профилактикой в социальной педагогике понимаются прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:
1) предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
2) сохранение, поддержание и защиту нормального образа жизни и здоровья ребенка;
3) содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного бытия, т.е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:
1) нейтрализующие;
2) компенсирующие;
3) предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
4) устраняющие эти обстоятельства;
5) контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:
1) направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
2) обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
3) решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения [5, 97].
1. В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения, целью которых является формирования правосознания подростка, повышения образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе [3, 75].
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика – это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.
Не менее важная в нашем обществе проблема профилактики алкоголизма среди подростков, а также информирование их о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма.
2. Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне [ 3, 75].
Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно во – время распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.
Воля всегда проявляется в деятельности сознательной и целенаправленно регулируемой. Тут и оценка сложившейся ситуации, и отбор путей достижения цели, и борьба мотивов, и принятие решений, и его исполнение. Все это оказывает прямое влияние на правомерность поведения, на его нравственную ценность.
Воспитание положительных волевых качеств у подростков следует начинать с формирования правильного представления о воле [6, 75]. Этот процесс включает ряд этапов. Первый этап – раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами. Второй этап – выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением к чужому мнению. Третий этап – планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог должен помочь подростку в формировании правильной самооценки, пробудить в нем нетерпимость собственным недостаткам. Четвертый этап – зрелое самовоспитание, т.е. реализация потребности в самоусовершенствовании [6, 75].
Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль подростка как законопослушного гражданина.