Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

SOCIO-PREVENTION ACTIVITIES WITH DEVIANT TEENAGERS AS A RESEARCH PROBLEM

Molodtsova T.D. 1
1 Taganrog Institute of A.P. Chekhov (branch) FGOUVPO «RGEU» (RINH)
2114 KB
The article examines deviance as a socio – psychological phenomenon. Indicates the need for its prevention. Stresses the importance to work with deviant teenagers have effects not only prevention, but also rehabilitation. Discusses what kinds of prevention and approaches in its implementation, most attention is paid to the role of volitional qualities and their development in the prevention of deviant behavior. This analysis gives the author the opportunity to review the basic principles of prevention and ways of its organization, in the school society.
deviance
prevention
rehabilitation
teens
maladjustment
school society
the internal potential

В настоящее время в психолого – педагогической науке существует достаточно разнообразное толкование понятия «девиантность». Так, существует мнение, что «…. девиантность (девиация) (от лат. deviatio – отклонение) – отклонение от нормального положения, строения» [3, 62]. Близкое к нему мнение, что «отклоняющееся (девиантное поведение) – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам» [2, 57].

Таким образом, девиантные – это дети, школьники, молодые люди, чье поведение отклоняется от принятых норм.

Разновидностью девиантного (или отклоняющегося) поведения в своем крайнем выражении является асоциальное поведение: делинквентное, аддиктивное, криминальное. Делинквентное – это поведение, при котором не только происходят отклонения от общепринятых норм поведении, но и нарушаются правовые нормы. Аддиктивное – поведение, связанное с пагубными привычками. И криминальное – это поведение, направленное на нарушение норм уголовного права. Все указанные понятия связаны с понятием «дезадаптация». Как мы понимаем, «дезадаптация- это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, проявляющийся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности или такое поведение личности, которое отношения в обществе дегармонизирует, нанося моральный и материальный ущерб» [1, 10]. Однако, если дезадаптированные – это не всегда девиантные, то девиантные, исходя их приведенного определения, всегда дезадаптированы, что наносит им, как и всему обществу, огромный вред , требуя пристального внимания и серьёзного психолого-педагогического подхода. Возникает вопрос о том, как не допускать данного явления.

В науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения – профилактическая и реабилитационная [4, 215]. Обратимся к проблемам профилактики.

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

1) предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

2) сохранение, поддержание и защиту нормального образа жизни и здоровья ребенка;

3) содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. Сам термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного бытия, т.е. с устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.

Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

1) нейтрализующие;

2) компенсирующие;

3) предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

4) устраняющие эти обстоятельства;

5) контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих:

1) направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;

2) обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;

3) решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения [5, 97].

1. В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения, целью которых является формирования правосознания подростка, повышения образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе [3, 75].

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика – это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Не менее важная в нашем обществе проблема профилактики алкоголизма среди подростков, а также информирование их о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма.

2. Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социально-профилактическим подходами, занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне [ 3, 75].

Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно во – время распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.

Воля всегда проявляется в деятельности сознательной и целенаправленно регулируемой. Тут и оценка сложившейся ситуации, и отбор путей достижения цели, и борьба мотивов, и принятие решений, и его исполнение. Все это оказывает прямое влияние на правомерность поведения, на его нравственную ценность.

Воспитание положительных волевых качеств у подростков следует начинать с формирования правильного представления о воле [6, 75]. Этот процесс включает ряд этапов. Первый этап – раскрытие сущности отдельных волевых качеств, правильная их иллюстрация примерами. Второй этап – выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью; настойчивостью и упрямством; самостоятельностью и неуважением к чужому мнению. Третий этап – планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления. На этом этапе социальный педагог должен помочь подростку в формировании правильной самооценки, пробудить в нем нетерпимость собственным недостаткам. Четвертый этап – зрелое самовоспитание, т.е. реализация потребности в самоусовершенствовании [6, 75].

Последовательное прохождение всех этапов позволяет сформировать социально одобряемую роль подростка как законопослушного гражданина.