Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1 2 1
1 Karaganda state industrial university
2
2197 KB

Образование важнейшая сфера формирования личности человека. По своей сути образование работает на будущее, предопределяя развитие общества в прогрессивном или регрессивном направлении. Поэтому роль образования в развитии любого общества в определенном смысле является определяющей.

Конец ХХ века ознаменовался в Казахстане кризисом не только в экономической, политической и социальной областях, но и в сфере образования. Существующие учебные программы не в полной мере отвечают целям и задачам развития современного общества.

Опыт разрешения кризисных ситуаций за рубежом показывает, что темпы развития образовательной системы во многом определяются успехами экономического развития и, как следствие, размером финансовой поддержки со стороны государства. Однако выход из кризиса связан и с необходимостью структурной перестройки высшего и среднего образования, отказом от традиционного обучения и переходом к более гибким, динамичным организационным структурам, находящимся в непрерывном развитии, быстро реагирующим на запросы как общества в целом, так и отдельных его членов.

В связи с этим идея развития становится центральным моментом идеологии новой образовательной системы. Она должна включать в себя три основных аспекта: постоянное развитие образования, превращение его в механизм развития личности и в действенный фактор развития общества.

Возможности преодоления возникших противоречий между требованиями современного общества и системой образования связываются с двумя альтернативными стратегиями организации образования.

Первый путь определяется традиционной стратегией организации обучения, сохранение сложившейся системы организации образования. Компоненты этой системы моделируются и усовершенствуются, но при всех изменениях усиливается деструктивная роль школы по отношению к личности: социальное отчуждение, отход учеников от ценностей образования и др. Не обеспечивается готовность к позитивным переменам в обществе.

Второй путь – инновационное обучение создает новый тип учебно-воспитательного процесса, раскрепощающий личность учителя и ученика. Принципиальное отличие инновационного обучения в данном случае состоит в переориентации смысла и порядка организации всего учебного процесса. Ведущая роль на всех этапах учения принадлежит творческим и продуктивным задачам. Решение творческих задач в сотрудничестве с учителем изменяет психологическую структуру учебно-воспитательной ситуации в целом и способность к партнерству со сверстниками и со старшими выступает как показатель высшей, развитой формы самоорганизации.

В настоящее время применяются следующие педагогические модели: информационная, формирующая, развивающая, активизирующая, свободная, обогащающая, мотивационная и интегральная. Последнюю мы рассматриваем как структурное образование, элементами которой являются все перечисленные модели обучения, а оптимальное сочетание их должно составлять основу для конкретных педагогических технологий. Эта модель является открытой, т.е. любые возникающие новые педагогические модели обучения должны входить в интегральную модель, углубляя и обогащая ее.

В работах [1–7] разрабатывается целостная личностно-ориентированная педагогическая система развивающего обучения, в основе которой лежат интегральная педагогическая модель, концептуальный принцип развивающего обучения с его сущностными и нормативными функциями и основополагающий принцип единства личности, психики, сознания и деятельности.

При этом под развивающим обучением понимается прежде всего организация педагогически целесообразного общения и представляет собой развивающее обучение [1].

Такая система обучения не может строиться только на базе деятельностного подхода, для которого важно лишь рациональное мышление, т.к. деятельность чаще всего рассматривается с позиции ее продуктивности, прикладной значимости, а такая деятельность, как правило, жестко детерминирована, не свободна, следовательно, и ограничена возможностями творческого развития личности. Духовный взгляд на мир показывает, что он познается не только рационально, но и эмоционально, через переживания личности.

Таким образом, вводя интегральный принцип обучения, обращается внимание не только на внешний мир и детерминацию (обусловленность) психики этим миром, но и на внутренний мир человека, на те психические процессы и структуры, которые существуют или возникают в самом человеке и на то, что внутренний мир, как и внешний, формируется и развивается по своим законам. Следует учитывать, что внутренний мир для человека не менее важен, чем внешний. Это глубоко понимал в свое время Блез Паскаль, который подчеркивал, что опасно убеждать человека о его подобности животному, не показывая одновременно и его величие. Не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее – не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно – рассказать ему и о той его стороне и о другой. Это чрезвычайно важно уже потому, что психические явления могут протекать и протекают вне контроля сознания.

Таким образом, не внешние условия формируют личность, а диалектическое взаимодействие «двух миров» обусловливает развитие субъекта. Несомненно, что индивидуальные свойства субъекта (способности) формируются, создаются и развиваются в деятельности (в широком ее толковании) личности во внешнем и внутреннем мире, но не сводится к структурным компонентам этой деятельности. Тем более, что такие компоненты для внутренней деятельности («бездеятельности») неизвестны. Поэтому процессы формирования учебной деятельности и формирования способностей не являются тождественными. В основе развития любых способностей лежат конкретные противоречия, свобода личности и природные способности. Искусство педагога и заключается в том, что он умеет находить эти противоречия и ставить учащихся в условия, когда они имеют возможность разрешать их самостоятельно, развивая творческое мышление.

В настоящее время роль теории в образовании возрастает, стало возможным существование и использование в реальных условиях различных педагогических теорий. Они рассматриваются как инструмент в руках преподавателя для проектирования педагогических технологий.

Практика показывает, что связь в учебно-воспитательном процессе между теорией и практикой осуществляется через педагогическое проектирование по следующей цепочке: педагогическая теория – методика – технология – педагогическая практика.

Под педагогической теорией обучения понимается система основных педагогических моделей, положений (принципов), логически упорядочивающих систему знаний о сущностных объективных и закономерных свойствах и связях педагогических объектов, определяющих цели, содержание, закономерности, формы и методы обучения, которые описывают, объясняют и предсказывают функционирование учебного процесса.

Благодаря своей структуре, теория содержит в себе основные элементы, позволяющие осуществлять реальный педагогический процесс, то есть проектировать его и конструировать.

Таким образом, связь между теорией и педагогической практикой осуществляется как бы за счет двух взаимосвязанных структур – методики и технологии. Методика – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то есть своеобразный проект обучения. Технология – это следующий шаг от проектирования – к конструированию процесса.

Технология – это упорядоченная система процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога, которая устанавливает последовательность изучения учебного материала, определяет направление формирования и развития личности в условиях принятой педагогической теории и гарантирует достижение определенного результата.

Рассматривая теорию развивающего обучения, само понятие «развивающее обучение» мы понимаем в широком смысле слова (а не связываем его с конкретной научной школой развивающего обучения). Вообще говоря, обучение всегда было развивающим по своей цели. Вопрос заключается лишь в том, что в рамках исторического развития общества, а следовательно и образования, соответственно изменялось и содержание самого понятия развития. К настоящему времени можно выделить несколько типов развивающего обучения, различающихся базовыми новообразованиями:

– ориентировочное развитие, обусловливающее возникновение таких психических новообразований, как знания (вызывает информационные перегрузки, потерю способности к самостоятельности и самодеятельности);

– преобразующее развитие на эмпирическом уровне, обусловливающее возникновение таких новообразований, как способы учебной деятельности (приводит к недооценке теоретических знаний);

– преобразующее развитие на теоретическом уровне, обусловливающее возникновение таких новообразований, как знания, но уже не как объект усвоения, а как средства для усвоения нового способа учебной деятельности, и способы деятельности (приводит к слишком жесткой системе педагогического воздействия и, как следствие, к нивелированию личности);

– личностно-ориентированное развивающее обучение, обусловливающее возникновение таких новообразований, как мотивационная учебная деятельность, теоретическое и практическое мышление, рефлексия, которые приводят к самодвижению, саморазвитию и сознательной регуляции личностной активности.

– личностно-ориентированное развивающее обучение, направленное не только на развитие индивидуальности, а на формирование менталитета социума, обусловливающее возникновение таких новообразований, как мотивационная учебная деятельность, теоретическое и практическое мышление, рефлексия и ментальность личности, которые приводят к саморазвитию, сознательной регуляции личностной активности, восприятию, обогащению и развитию ментальности социума.

Существуют различные формы сотрудничества, которые определяют различные уровни саморегуляции от максимальной помощи учителя учащимся в решении учебных задач к последовательному нарастанию их собственной активности вплоть до полностью саморегулируемых предметных действий и появления позиции партнерства с учителем. В литературе выделяют семь форм сотрудничества:

1) введение в деятельность;

2) разделенное действие;

3) имитируемое действие;

4) поддержанное действие;

5) саморегулируемое действие;

6) самопобуждаемое действие;

7) самоорганизуемое действие.

Последнее подразделяется на самоорганизуемое продуктивное и самоорганизуемое творческое действие, которые различаются по уровню рефлексии и по качеству развития личности. Высшей формой сотрудничества является самоорганизуемое творческое действие, которое переводит личность от уровня учебного познания на уровень научного познания, от алгоритмического – к творческому познанию.