В современных условиях возрастают требования к высшей школе, которая занимает особое место в системе образования и готовит специалистов высшей квалификации. От глубины знаний и профессионального мастерства выпускников вуза во многом будет зависеть эффективность производства, а также важнейшие технические, социальные и экономические преобразования.
Овладение естественнонаучными и специальными знаниями составляет основу подготовки специалиста любого профиля. Высокий профессионализм является главным критерием качества подготовки выпускников высшей школы. Однако не следуют забывать о том, что специальными званиями могут и должны владеть только люди высоконравственные, воспитанные на идеалах гуманизма, чтобы своей дальнейшей профессиональной деятельностью они не смогли причинить вред обществу.
Экологические катастрофы, свидетелем которых становится в последнее время современное общество, с особой остротой поставили вопросы гуманизации естественнонаучного и специального знания.
Сегодня проблема заключается в том, каким образом, какими путями и в каких пропорциях вернуть гуманистические начала в естественнонаучное образование, как обогатить его гуманитарной компонентой. Безусловно, первый путь – это включение в учебные планы дисциплин гуманитарного профиля. Но, на наш взгляд, выход надо искать в другом – в насыщении самих естественнонаучных знаний знаниями гуманитарными, гуманитарный характер должно приобрести само техническое знание.
Прежде всего необходимо донести до студента тот факт, что мы живем не в мире двух культур – естественнонаучной и гуманитарной, а у нас одна культура. Само человеческое бытие целостно и неотделимо. И многие факты истории науки и культуры едины.
Усилие гуманитарной направленности учебного процесса требует такой работы, в основе которой лежит органическая связь естественнонаучных дисциплин со знаниями, полученными при изучении гуманитарных наук. Только тогда студенты смогут оценивать в едином комплексе широкий круг, взаимосвязанных с техническими вопросами, экономических, социальных и экологических проблем, когда на примере изучаемой дисциплины будут раскрыты основные закономерности науки и техники, показаны их сложные взаимосвязи с социально-экономическими процессами.
Каждая техническая наука содержит не только формулировки законов, теоретические расчёты, анализ конструкций машин и приборов, но и их практические основы, их философское истолкование, включает в себя и мировоззренческие проблемы. Поэтому необходимо излагать основы таких дисциплин с помощью конкретных примеров, чтобы студенты смогли усвоить, что закономерности развития данной дисциплины являются результатом познания человеком объективных законов природы и общества.
В этой связи необходимо в курсах естественнонаучных дисциплин знакомить студентов с биографиями тех исторических личностей, деятельность которых включала как область науки, так и область литературы и искусства, которые сочетали в себе широкий научный кругозор и имели высокие нравственные ориентиры. Необходимо привлечь внимание студентов к подлинным трудам этих ученных: Ломоносова (физика, химия, литература, искусство), Омара Хайяма (математика, поэзия, философия), Марко Поло (химия, география, культура), Сервантес (алхимия, литература), Эйнштейн (физика, музыка). Необходимо знакомить студентов с размышлениями ученых, в которых они сами дают общечеловеческую и нравственную оценку значимости своих научных открытий.
При изучении естественнонаучных дисциплин студентам следует предложить написание рефератов, подготовку презентаций по истории открытий в химии и физике, по проблемам экологии. Подготовка таких докладов требует привлечения материалов по циклу гуманитарных дисциплин и таким образом оказывает влияние на формирование целостной личности, уменьшая вероятность становления как технократического, так и технофобического мышления.
При изучении курса химии возможно использование также упрощенных методик проведения так называемых «исторических опытов», т.е. повторение тех научных открытий, которые сделаны химиками. Эти опыты должны быть тесно связаны с прохождением того или иного теоретического материала. Исторические сведения повысят и общую культуру студентов.
Только тогда студенты смогут осознать единство морально-этических положений принципа – «красота спасёт мир» и точного естественнонаучного знания.