В учебно – методическом пособии «Поисковая активность дошкольника» освещены вопросы биологической предпосылки в поиске нового. Сохранение этой биологической предпосылки у дошкольников должно быть главной задачей педагогов, работающих с детьми до восьми лет. Ибо человеческое творчество является наиболее ярким проявлением поисковой активности и утверждает свою значимость в учении, труде и жизни. В современных дошкольных учреждениях обращается внимание в основном на подготовку детей к школе. А введение ребенка в жизнь посредством познания природы не является целью детства. Эта направленность стала заметной в том, что детское творчество в связи с затуханием потребности в поиске, стало принципиально ненасыщенным. И как результат – бессмыслие в учении школьника и бессмыслие в жизни взрослого.
Как известно, если потребность в поиске нового отсутствует, то активность приобретает разрушительный характер. Ибо потребность в поиске становится поиском удовольствий любым путем. И тогда нереализованная активность может найти выход в разрушительном действии, ибо потребность в поиске нового должна удовлетворяться тем или иным способом. Однако, к сожалению, не всегда родители и педагоги удовлетворяют эту потребность в поиске нового. По результатам нашего исследования по выявлению приоритетной стратегии воспитательной деятельности дошкольного учреждения оказалось, что преобладает академическая образовательная стратегия, но не гуманитарная, ибо преобладает обучение над воспитанием в детском саду. Характер ее организационной модели соответствует цели – подготовки к обучению в школе. В этой связи возникают трудности у родителей, у учителя и, прежде всего, у самих детей. И связаны они с особенностями психического развития детей дошкольного возраста, которые могут проявляться только в играх и наблюдениях, а не в учебной деятельности. Отсюда следует, что современные условия развития детей не соответствуют их природосообразности. В нашем исследовании убедительным подтверждением стало снижение самоконтроля отрицательных эмоций и поведения, а также и стыдливости как основы духовной культуры. Дети заметно стали меньше восторгаться красотой явлений природы и появилась у них эмоциональная усталость. На эмоциональное неблагополучие детей сказывается занятия школьного типа и левополушарная их стратегия.
Наша точка зрения заключается в том, что фундаментальное свойство, которое лежит в основе обучаемости, – это врожденная предпосылка в поиске нового знания, которая обеспечивает познавательную активность самого ребенка, и, которую необходимо сохранить с детства, что является целью данного пособия. Внесены авторские разработки по диагностике поисковой активности детей с 2 до 6 лет, позволяющие определять их уровни:
– действительный – это дети с высокой активностью познания, праздничным чувством жизни, любознательные и уверенные в своих силах, получившие количественный показатель – 75–100 %;
– возможный – это дети с хорошей поисковой активностью, праздничным чувством жизни, любознательные, но не уверенные, получившие количественный показатель – 50–75 %.
– достаточный – это дети с удовлетворительной поисковой активностью, праздничным чувством жизни, не достаточно любознательные и не уверенные, получившие количественный показатель – 25–50 %.
– необходимый – это дети с низкой поисковой активностью, эмоционально неблагополучные, с низкой любознательностью и не уверенные, получившие количественный показатель – 1–25 %.
Результаты обследования, проведенного на основе предлагаемой системы диагностических Карт, могут оказать существенную помощь в индивидуальных и групповых достижениях, а также прослеживать результаты и эффективность профессионального вмешательства психологов, педагогов и родителей в динамике и более точно прогнозировать непосредственные и отдаленные результаты.
Отличительной особеностью данного пособия является практический материал по становлению и реабилитации поисковой ативности: создание условий для эмоционального благополучия и культуре поведения, по развитию любознательности в играх и упражнениях. Использование учебно-тренировочной группы (УТГ) в игровой форме, позволяет решить конкретные задачи введения ребенка в жизнь. Надо считать, что введение в жизнь не должно ограничиваться только готовностью к школе. Основное – это познание явлений природы и открытие своего образа Я в явлениях природы, а также воспитание культуры поведения.
Пособие предназначено для студентов, преподавателей дошкольных учебных заведений, а также воспитателям дошкольных учреждений.