Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1
1
2116 KB

По каналам международной торговли проходит примерно половина добываемой в мире нефти. Для ряда стран нефть – основной источник пополнения бюджета. В числе таких стран – Нигерия, Ангола, Саудовская Аравия, Ливия, Венесуэла, удельный вес нефти в экспорте которых составляет 95 %, 91 %, 73 %, 77 % и 65 % соответственно [1]. Глобальный нефтяной сектор включает такие субъекты как: государства (экспортеры и импортеры), международные организации уровня ОПЕК, международные нефтяные компании (МНК), национальные нефтяные компании (ННК) [2].

В каждой отрасли существуют различные виды деятельности, которые должны иметь место для преобразования сырья, знаний, труда и капитала на входе в конечные продукты, приобретаемые потребителями. Рассмотрим структуру современного глобального нефтяного сектора через концепцию цепочки ценностей (value chain), предложенной М. Портером. Концепция объясняет пути создания компаниями конкурентных преимуществ, дает возможность оценить существующие в ней виды деятельности, нацеленные на получение прибыли [3].

В общем случае, цепочка ценностей Портера включает первичные (основные) и вспомогательные (вторичные) виды деятельности.

Основные виды деятельности включают: входная логистика (логистика поставок), операции (производство), выходная логистика (логистика сбыта), маркетинг и продажи (спрос), сервисные услуги (техническое обслуживание) [4]. Вспомогательные мероприятия включают: административное управление инфраструктурой, управление человеческими ресурсами, технологии, а также снабжение.

Расширение концепции цепочки ценностей Портера по отраслям и секторам промышленности представляется логически последовательной, особенно в нефтяной и газовой промышленностях, где МНК (ННК) конкурируют в большей части основных отраслевых сегментов.

Значение цепочки ценностей для нефтяного сектора помогает определить независимые, экономически жизнеспособные сегменты в секторе. Ценность относится к тому, за что клиенты готовы платить и таким образом цепочка ценностей помогает определить конкретные мероприятия, которые создают ценность по всей цепочке производства продукта [5]. Компании могут использовать цепочки ценностей, чтобы определить сильные и слабые стороны своих конкурентных преимуществ. Нефтяной сектор имеет несколько бизнес-сегментов:

– downstream: виды деятельности по направлению движения продукта к клиенту;

– upstream: виды деятельности, характерные для начала производственного процесса – входные данные, сырье;

– midstream: промежуточные сегменты деятельности.

В нефтяной и газовой промышленности, сегменты downstream (нефтепереработка и сбыт), upstream (геологоразведка и нефтедобыча) и midstream (транспортировка и торговля) являются важными идентификационными признаками деятельности сектора [6]. Деятельность нефтяных компаний рассматривается с учетом сложного взаимодействия показателей деятельности бизнес-сегментов (через механизм перекрестных и обратных связей) и наличия системы корпоративных ограничений и предпочтений, главным из которых является капитализация компании, и учетом инфраструктурных особенностей (транспортной системы).

Upstream сегменты включают разведку, разработку и добычу нефти. Нефть и газ обнаруживаются во время разведки, открытие требует разработки, а производство является долгосрочным процессом бурения и добычи нефти и газа [7]. Поскольку разведка и разработка происходят в местах локализации ресурсов и большинство нефтяных режимов базируются на основе государственного суверенитета, то компаниям, как правило, приходится иметь дело с достаточно сложными условиями и правилами государственной политики. Большинство стран предоставляют права на разработку месторождений нефти и газа частным компаниям в рамках переговорного процесса или торгов. Основная цель частной компании является максимизация прибыли, в то время как правительство принимающей страны заинтересовано в максимизации доходов бюджета [8]. Неудивительно, что эти две цели часто конфликтуют. Большинство проблем между нефтяными компаниями и правительствами приходят в соответствие в результате подписания соглашений о разделе продукции или на условиях концессии.

Финансовый анализ является определяющим фактором в классификации нефтяных скважин, природного газа или сухих скважин. Если скважина может производить достаточное количество нефти или газа, чтобы покрыть расходы на завершение производства, она будет запущена в производство. В противном случае, она классифицируется как сухая скважина, даже если нефть или газ в ней еще есть. Процент истощенных скважин используется для характеристики добычи нефти в той или иной стране. После Второй мировой войны 65 % пробуренных скважин были истощены. Этот процент снизился до 57 % к концу 1960 г. Затем он стабильно рос в течение 1970-х гг. и достиг 70 % в конце 70-х гг., в первую очередь из-за роста цен на нефть [9]. За этим последовало умеренное снижение на протяжении большей части 1980-х годов. Начиная с 1990 г., темпы резко возросли до 77 %, что объясняется не столько высокой ценой на нефть в этом периоде, а прежде всего, новыми технологиями.

Рентабельность добычи является функцией затрат и цен на сырьевые товары. По оценке Simmons and Company, Саудовская Аравия может получать прибыль, даже если цена на нефть упадет до 10 долл. за баррель. Канадская компания Suncor, добывающая нефть из нефтеносных песков, может быть прибыльной при 25 долл. за баррель нефти на мировом рынке. Производители в Северном море остаются с прибылью при цене в 25 долл. за баррель с существующих объектов; венесуэльской тяжелой нефти требуется цена как минимум в 25–30 долл. за баррель для рентабельности; производство нефти США окупается при цене на нефть не менее 50 долл. за баррель [10].

Сегменты midstream включают торговлю и транспорт. Как только нефть и газ поступают, в производстве наблюдаются расхождения в цепочке создания стоимости. Сырая нефть должны быть продана и перевезена из скважины до нефтеперерабатывающего завода. Сама по себе сырая нефть практически не имеет ценности для потребителя, пока она не будет переработана в продукты, такие, как например, бензин и дизельное топливо. Таким образом, производители нефти продают и транспортируют сырую нефть на нефтеперерабатывающие заводы. В связи с этим, рынок нефти включает в себя множество игроков, в том числе переработчиков, спекулянтов, товарные биржи, транспортные компании, МНК, ННК, международные организации (такие как ОПЕК) [11].

В связи с тем, что нефть относительно легко может быть транспортирована к потребителю, объясняет ее характеристику как важного источника энергии. Хотя трубопроводы, корабли, баржи и являются наиболее распространенными транспортными средствами для перевозки нефти, железные дороги и автоцистерны также используются в некоторых странах мира. Таким образом, на конкурентные преимущества стран-экспортеров нефти в условиях волатильности цен на нефтепродукты влияет не только себестоимость нефтедобычи, но и геополитическое положение страны, наличие транспортных коридоров, уровень технологии добычи нефти, объемы добычи, наличие нефтеперерабатывающих комплексов, состояние менеджмента, благоприятные экономические и политические условия внутри страны и за ее пределами.