Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1
1
2123 KB

Определены сущность, принципы и концепции развития рынков труда и рабочей силы в аграрном секторе. Изучена миграционная и демографическая ситуации на селе, закономерности и взаимосвязи её с занятостью сельского населения и безработицей. Выявлены основные пути рационального развития рынка труда в агропромышленном комплексе.

В современных условиях ключевой тенденцией мирового развития стало взаимодействие государств, народов путем расширения границ общения во всех сферах человеческой деятельности. Усиливающиеся международные финансово-экономические связи между странами формируют глобальные производства, соединяющие многие национальные экономики из различных частей планеты. Следствием этого реального явления стали единые рынки товаров, услуг, финансов, ориентированных на стандарты стран входящих в мировой экономический авангард.

Транснациональные потоки и перемещение рабочей силы по планете образуют международные рынки труда. Слиянию труда и капитала способствует информационно-инновационное развитие мирового сообщества. Юридические же оформления международные рынки труда получают в рамках интеграционных объединений и союзов. Международный рынок труда представляет сферу экономической и социально-политической жизни мирового сообщества, со всеми его проблемами, отражающими основные тенденции в общественном разделении труда, мобильности рабочей силы в глобальном масштабе[1].

Мировой рынок труда, как территориальная система, подразделяется на региональные рынки, где ситуация в значительной степени определяется региональной политикой государств, нацеленностью экономических и социальных мер на устранение различий в условиях развития регионов. Основу механизма реализации региональной политики рынка труда составляют индикаторы, характеризующие уровень социально-экономического состояния территории, демографический состав населения, уровень его экономической активности, занятости, безработицы, миграции и другие.

Сравнительно невысокая экономическая активность населения развитых регионов в определенной мере связана с тем, что здесь высока доля экономически неактивного населения трудоспособного возраста, представляющая собой скрытый резерв рабочей силы. Данное население не имеет работы и не проявляет активности по ее поиску из-за посещения учебных заведений, выполнения домашних обязанностей, пожилого возраста или получения пенсии по старости, болезни, инвалидности, отсутствия необходимости в работе и другим причинам. В Европе, где в основном расположены индустриально развитые страны, уровень экономической активности населения значительно ниже, чем в Африке и при этом имеет некоторую тенденцию к понижению.Увеличение экономической активности населения отмечается в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.

Основную часть экономически активного населения планеты составляют граждане, занятые деятельностью, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, и приносящей им заработок или доход. Наемная или самостоятельная занятость индивидуума в каждой стране и регионах мира определяется совокупностью демографических, экономических, социальных характеристик. Ситуация с занятостью в мире и регионах чрезвычайно сложная и находится под влиянием факторов долговременного характера, связанных прежде всего, с достигнутым экономическим, техническим, технологическим уровнем развития, сложившейся структуры производства и других оказывающих неоднозначное воздействие на формирующиеся трудовые отношения и социальный состав работников. Не последнюю роль играют как отраслевые, так и территориальные факторы, влияющие на потребность в кадрах.

Основная проблема менее развитых стран это ограниченные возможности для достаточного производительного труда, так как здесь сформировался значительный сегмент «плохих» рабочих мест с невысокой оплатой и неблагоприятными условиями труда, предназначенные для малоквалифицированных работников. Сложившиеся различия в сфере занятости во многом объясняют различия в оплате труда.

Гендерные различия в сфере занятости проявляются во всем мире. Несмотря на некоторые позитивные сдвиги в вопросах улучшения положения женщин не во всех странах нормы законодательства обеспечивают равные возможности реализации прав женщин и мужчин в области труда и занятости, уровне заработной платы. Имеет место скрытая и явная дискриминация женщин, чему свидетельство хотя бы феномен восточного менталитета подразумевающий подчиненность и неравенство женщин в семье и обществе, ограниченность их в принятии решений, заниженный уровень социальных ожиданий и личных притязаний [2].

В соответствии с политикой рынка труда экономически активные граждане трудоспособного возраста, выходя на рынок труда в силу ряда причин как субъективного, так и объективного плана, не всегда находят свою нишу в сфере занятости. Во многих странах мира используются два способа измерения безработицы. Первый – по результатам регистрации граждан в службах занятости, второй – по результатам регулярных обследований рабочей силы, в которых статус безработного определяется исходя из критериев МОТ. Данные показывают, что фиксированная и расчетная численность значительно разнятся между собой. Это связано с тем, что число граждан, официально признанных безработными уполномоченными органами по занятости по месту их жительства, фактически оказывается значительно ниже реального их числа, так как многие из них не регистрируются в органах занятости [3].

Безработица актуальна и в Европе. Европейские страны, создав новые рабочие места, повысили занятость и не допустили значительных колебаний уровня безработицы. В странах ЕС и в перспективе сохраняются позитивные возможности для создания новых рабочих мест. Однако не все страны Европы улучшили ситуацию в сфере занятости и снизили безработицу.

Каждое государство, исходя из собственного и международного опыта, определяет стратегию и тактику решения проблем занятости и социальной защиты населения, совершенствуя при этом методы регулирования рынка труда. Так Казахстан, развивая политику активной занятости работников, усилил позиции стимулирующие самозанятость населения, что позволило пособие по безработице заменить социальным пособием – материальной помощью малоимущим слоям населения.

По масштабам иммиграции среди европейских стран первенствуют такие страны как Германия, Франция, Великобритания, далее следуют Швейцария, Бельгия, Нидерланды. Вследствие высокого экономического роста привлекательными для иммигрантов стали такие азиатские страны как Гонконг, Сингапур, Япония, Малайзия, Южная Корея, Тайвань. Большая часть населения из России мигрировала в Германию, Израиль, США, значительно меньше в Финляндию, Швецию, Канаду, Австралию. Потоки трудовой эмиграции отмечены в страны Восточной Европы, Грецию, Турцию и Китай.

Огромные масштабы международной миграции обусловили ее особенность – все большее активное вмешательство государства в этот процесс, в аспекте его регулирования. Рабочая сила низкой квалификации, как правило, массовая и менее организованная, требует своего упорядочения через коллективные договоры по целевому назначению на уровне правительств. Позиция развитых стран по отношению к миграции работников низкой квалификации остается жесткой. Эта категория может попасть в западные страны только в рамках двухсторонних межгосударственных соглашений или же по специальным программам по найму. В таких странах как Австралия, Канада, Новая Зеландия уже давно практикуется так называемая рейтинговая система приема, согласно которой отбираются на постоянное место жительства только высококвалифицированные экономически востребованные иммигранты, набравшие соответствующие баллы. В Великобритании и Франции действует ускоренная процедура выдачи разрешений на работу только для специалистов самой высокой квалификации.

В настоящее время на рынках труда мира, особенно в менее развитых странах накоплен потенциал негативных тенденций. Наиболее общим для рынков труда является отсутствие равновесия спроса и предложения. Во всех регионах мира предложение рабочей силы значительно превышает потребность в ней. Сложившийся дисбаланс в определенной мере вызывается тем, что во многих странах действуют малоэффективные, а то и вовсе отсутствуют действенные механизмы государственного и социального регулирования его параметров.