Проблема занятости в аграрном секторе в условиях происходящих социально-политической и экономической модернизации казахстанского общества приобретает в настоящее время стратегическую значимость. Это связано с тем, что переход к рыночной экономике резко обострил положение дел на рынке труда в республике, существенно изменил социально-профессиональную структуру общества, ценностно-профессиональные ориентации сельского населения, представления о престижности аграрного труда и профессиональной деятельности.
Основополагающим фактором эффективной занятости сельского населения является развитие системы цивилизованных социально-трудовых отношений, отсутствие которых, несомненно, сказывается на состоянии рынка труда в аграрной сфере, где особое внимание уделяется коллективному договору, который должен выступать регулирующим фактором мотивации труда персонала. Подробно изучая ряд концепций мотивации трудовой деятельности работников сельскохозяйственных предприятий, современные методы и средства, нами предлагается комплексная модель мотивации персонала предприятии, которая требует разработки государственной концепции регулирования социально-трудовых отношений в сфере АПК [1].
Основная часть. Комплексная модель мотивации персонала сельскохозяйственных предприятий предполагает, что региональные программы развития рынка труда необходимо четко и жестко увязать с республиканской программой, учитывать параметры отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, тем самым, обеспечивая сбалансированность рабочих мест и рабочей силы на сельских территориях.
При достижении добровольной занятости необходимо четко контролировать учет распределения и перераспределения рабочей силы, так как в АПК существенно изменились социально – профессиональные приоритеты всего экономически активного сельского населения, особенно у молодежи и женщин, появились противоречия между профессиональными интересами работников села и фактической потребностью сельскохозяйственного производства в специалистах определенной профессии и квалификации.
Достижение полной занятости должно стать приоритетной задачей правительства, а ее решение напрямую зависит от гибкой и оперативно функционирующей системы органов занятости на разных уровнях, призванной обеспечить реализацию комплексного подхода в данной сфере. В их функции должны входить вопросы планирования, координации, организации занятости, профессиональной подготовки и переподготовки. Учитывая все это, нами также предлагается модель проектирования стратегии развития кадрового потенциала сельскохозяйственного предприятия, которая может быть использована с учетом предварительного анализа и экспертизы и требует придерживания установленных норм законодательства о занятости населения.
Дальнейшее развитие модели казахстанского рынка труда в АПК и занятости сельского населения, во многом, определяется выбором модели экономического роста государства с использованием наиболее приемлемых элементов приведенных моделей и учетом особенностей сельских территорий республики. Все это должно способствовать повышению качества жизни сельского населения областей и республики, снижению напряженности на рынке труда в АПК и осуществлению активной политики занятости в сельской местности, а также достижению продуктивной занятости и снижению безработицы на среднесрочную и долгосрочную перспективу [2].
Таким образом, проведенное исследование дало возможность сделать следующие выводы:
– стабильный экономический рост в АПК РК позволит создать стимулирующие факторы роста занятости и снижения уровня безработицы в сельской местности;
– увеличивая спрос на рабочую силу в сельской местности, можно достичь повышения уровня занятости сельского населения и создания требуемого числа рабочих мест.
Становление казахстанской модели рынка труда и формирование основных ее параметров на среднесрочную перспективу до 2020 года должны учитывать не только сложившуюся ситуацию на рынке труда аграрного сектора, но и изменившуюся конъюнктуру на мировом рынке труда.
Исследование зарубежного опыта, изучение существующей системы рынка труда в аграрной сфере и трудов ряда исследователей позволяют представить региональную систему управления рынком труда и занятости в виде блоковой схемы (рисунок).
Дальнейшая реструктуризация экономики АПК, развитие предпринимательской деятельности содействуют повышению доли занятых на частных предприятиях и сфере частного бизнеса.
Для отраслевой структуры занятого сельского населения характерна тенденция ее перераспределения между секторами экономики, где в аграрном секторе было занято более 3,9 млн чел. или 47,7 % от занятого населения.
Сложное и противоречивое положение в АПК коснулось и личного подсобного хозяйства сельского населения, проведенные исследования данного сектора позволили сделать следующие выводы:
– современная практика развития хозяйств населения требует научно обоснованного определения понятия личного подсобного хозяйства и его правового статуса, поскольку в настоящее время его рассматривают как приусадебный участок сельского, городского жителя, фермерского хозяйства;
– расширение земельных участков ЛПХ еще создает условия для трансформации их в крестьянские (фермерские) хозяйства, так как при этом важны многофакторность, прежде всего, специфика регионов, материально-технические и финансовые возможности;
– совершенствование в ЛПХ производственных отношений должно осуществляться с учетом возможностей и особенностей состава семьи его владельца.
Выполненное исследование позволяет заключить, что в результате реформ аграрная хозяйственная система претерпела существенные структурные изменения.
Для более эффективного функционирования вновь сформировавшихся типов хозяйств следует продолжить их реструктуризацию и обеспечить государственную поддержку как хозяйств корпоративного типа, так и личных подсобных хозяйств.
Региональная система управления рынком труда в АПК