Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1
2156 KB

Проведен анализ сбора и накопления твердых бытовых отходов, а также управление системой их управления. На этой основе разработана перспективный способ системы управление отходами базирующийся на селективной сборке и приема отходов образующейся в жилом и нежилом секторе. Использование данного способа позволить снизить объемы накопление отходов в полигоне ТБО, загрязнение атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, улудчить санитарно-гигиенической обстановки полигона и микроклимата прилегающей территории, а также снизить заволеваемость населения.

За последние десятилетия во всех странах мира количество твёрдых бытовых отходов резко возросло. При этом переработка и утилизация бытовых отходов во всем мире становятся все более злободневной проблемой. Это главным образом касается крупных городов, где ежегодно скапливаются миллионы кубометров мусора. Переполненные мусорные полигоны, дымящиеся свалки и образованные несанкционированные свалки являются основными источниками загрязнения окружающей среды.

Полигоны ТБО не только вызывает эпидемиологическая опасность, они и неизбежно становятся мощным источником биологического загрязнения. Это происходит из-за того, что анаэробное (без доступа воздуха) разложение органических отходов вызывает образование взрывоопасного биогаза, представляющий угрозу для человека, а также вредно воздействующий на растительность и отравляющий воду и воздух. При этом, основной компонент биогаза – метан является одним из виновников возникновения парникового эффекта, разрушения озонового слоя атмосферы и прочих бед глобального характера. Нередко из-за выделения тепла при биохимической разложении и химической окислении материалы свалки самовозгоряется и горят, выбрасывая в атмосферу ядовитый дым. Қроме того, на десятки лет отчуждаются громадные территории полигонов, которые можно было бы использовать с большей пользой. Очень дорого обходится их рекультивация.

В зарубежных странах приемущественно для утилизации полигонов и переработки ТБО используются мусоросжигающие заводы, где из отходов вырабатывают тепловую и электрическую энергию. Однако несмотря на экономическую выгоду, данные заводы пагубно влияют окружающей среде и на здоровью человека При этом, согласно данных исследовании ученых Голландии мелкие частицы пыли разносят диоксины на большие расстояние и достигает до 24 км [3].

Цель исследования. Анализ данной ситуации накопления и переработки твердых бытовых отходов в Республике Казахстан и определения оптимальной условии внедрения раздельного сбора ТБО.

Материал и методы исследования. В Казахстане общий объем накопленных ТБО составляет около 100 млн. тонн, при этом ежегодное образование ТБО составляет порядка 5 – 6 млн. тонн. Из-за роста населения и промышленных объектов к 2025 году эта цифра может вырасти до 8 млн. тонн, В данное время отходы размещаются на полигонах без предварительной сортировки и обезвреживания. Распределение объемов размещения ТБО на полигонах и норм накопления твердых бытовых отходов в региональном разрезе представлена в табл. 1 [1].

Таблица 1

Распределение объемов размещения ТБО на полигонах и норм накопления твердых бытовых отходов в региональном разрезе

Город

Население на конец 2012 года, тыс. чел.

Размещение на полигонах ТБО в 2012 г.

Количество накопления ТБО на человека

тыс. тонн

м3/чел в год

Астана

778,198

326,4

2,16

Алматы

1475,429

549,12

2,55

Актау

180,885

109,7

2

Актобе

420,567

360,6

0,47

Атырау

272,071

44,07

0,56

Караганда

478,952

132,85

1,87

Костанай

219,224

152,73

1,17

Уральск

271,361

108,5

2,3

Шымкент

662,1

64,55

1,7

Павлодар

342,435

94,47

1,30

Кокшетау

152,006

57,7

1,16

Усть-Каменогорск

309,5

45,6

1,98

Талдыкорган

156,162

17

2,77

Тараз

343,275

34,96

0,54

Кызылорда

253,960

36,1

1,7

Петропавловск

206,043

62

2,07

 

Нормы накопления ТБО на душу населения в региональном разрезе имеют широкий диапазон от 80 до более 400 кг/чел в год. Однако следует отметить, что практически на всех полигонах ТБО в Казахстане в зоне приема отходов отсутствуют весы. В связи с этим тоннаж устанавливается путем перевода кубических метров в тонны, при этом применяется значение удельного веса от 250 до 300 кг на м3. В европейских странах этот показатель составляет 100–150 кг на м3 [1].

В странах Европы и США широко распространены способ селективной сборки ТБО.

Морфологический состав образуемых ТБО и их доля этих стран и Казахстана приведены в табл. 2 [1, 4].

Таблица 2

Морфологический состав образуемых ТБО в некоторых странах, %

Виды материалов

США

Европа

России

Казахстан

Корея

Бумага, картон

38,1

33,5

18

25

27

Крупногабаритные материалы

12,1

12,2

0,3

Пищевые, растительные отходы и органические волокна

10,9

34,7

25

37

23

Пластик и полимеры

10,5

11,6

10

15

7

Металлы

7,8

5,3

4,4

3

9

Резина, кожа, текстиль

6,6

7

9

3

Стекло

5,5

2,8

10

6

5

Дерево

5,3

2,1

2

3

4

Прочие

3,2

22,92

2

20


 

В настоящее время в Казахстане к переработке ТБО начали уделять особое внимание. На брифинге в службе центральных коммуникаций при Президенте Министр охраны окружающей среды Нурлан Каппаров заявил, что доля переработки ТБО в Казахстане к 2050 году составит 50 процентов [5]. По данным КазТАГ директор департамента по отходам министерства энергетики РК Бейбут Шаханов сообщил что в Казахстане до 2050 года планируется построит 41 завод по переработке ТБО [6]. Однако на сегодняшний день в Казахстане на системном уровне не налажен селективный сбор ТБО из мест образования отходов. Отходы собираются в контейнеры смешанным виде и беспорядочно, а также их вывоз осуществляется несвоевременно. Практически все отходы вывозятся на полигоны ТБО для захоронения, при этом из действующих полигонов ТБО за исключением полигона в г. Астане, все они не соответствует требованиям санитарных правил, экологическим стандартам захоронения и практически исчерпали свой срок действия. Кроме того, построенные в городах Астана и Алматы мусороперерабатывающие заводы простаивает из-за финансовых затруднении.

Морфологический состав ТБО Казахстана имеет большие расхождения данных и количество вторичных материальных ресурсов, содержащихся в ТБО составляет около 500 тыс. тонн бумаги и картона, 300 тыс. тонн стекла, 200 тыс. тонн металлов, 500 тыс. тонн пластмасс [1].

Анализ существующей состоянии накопление ТБО в Казахстане показывает необходимость совершенствовании системы управления отходами и применение передовых зарубежных методов.

Однако реализация перспективной селективной сборки в местах их образования в зарубежных странах имеют ряд недостатков. В частности, грамоздкость и большой объем транспортировки ТБО с места образования жилого и нежилого сектора на сортировочные станции.

На практике известны и другие способы оптимизации системы управления отходами. К ним относится метод управление отходами, где при сборе образуются три потока ТБО. В частности потоки отходов нежилого сектора, коллективно собранные в один контейнер вторсырье от населения и остаточные отходы жилого сектора [6]. Недостатком данного метода является трудоемкость сортировки отходов в сортировочных комплексах и станциях.

Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая недостатки существующих систем управления отходами как в нашей стране, так и зарубежом предложена эффективная система управления ТБО. Эффективная система управление ТБО включает в себе прием всех видов отходов ТБО от жилого и нежилого сектора, а также селективная их сборка у места их образования, т.е. параллельно будут работать способа сбора ТБО. В пунктах приема ТБО осуществляется прием, заготовка и сдача их в виде сырья производителю продукции. При этом значительно снижается количество отходов накопленных раздельно в отдельных контейнерах на местах их образования, расходы по транспортировке, трудозатраты, снизится площадь полигона, загрязнение атмосферы, поверхностных и грунтовых вод, улучится санитарно-гигиеническая обстановка, а также увеличится эффективность использования и переработка отхода. Для обеспечение эффективности и совершенствовании предложенной системы управления и пересмотра существующего минталитета населения необходимо государственная поддержка предпринимателей занимающихся услугами приема в виде субсидии, а также стимулирование население на примере Австралии, где разыгрываются призы или принятие мер, как в Японии и Великобритании, где у населения не принимают несортированные отходы и штрафует в случае нарушение [7]. Фиксация нарушении определяется на основе разработанной программы обеспечение системы распознании.

Выводы. Результаты проведенных исследовании показали неудовлетворительное состояние полигонов ТБО в РК. Все полигоны кроме полигона города Астаны не отвечает требованием санитарно-гигиенической нормы и перевыполнены. Но несмотря на все предпринимаемые меры поддержки государства это проблема остается актуальной. На сегодняшней день не налажены система селективного сбора ТБО из-за неподготовленности населения. Для решения этих проблем разработана перспективная система управление отходами предусматривающей двухпоточной селективной сборки отходов и организация пунктов приема и дроблении, а также для изменения минталитета населения предложена стимулирование и программное обеспечения распознание населения. Разработанная система управление позволить снизить накопление отходы в полигонах, загрязнение окружающей среды и уменшить заболеваемость населения.