Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2153 KB

Эмоциональное выгорание – комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Разные авторы рассматривали данный феномен с позиций специфики «помогающих» профессий, требующих от специалистов добровольной полной самоотдачи (Х. Фройденбергер, К. Маслач, Г. Соннек, Р. Каразман), как долговременную стрессовую реакцию, личностную деформацию (снижение чувства собственного достоинства и т.п.), происходящие под влиянием профессиональных стрессов (Н.Е. Водопьянова), как признак переутомления, который может встречаться в любой профессии и за ее пределами, например, в работе по дому (А. Пайнз, Е. Аронсон) и др. В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Этот функциональный стереотип позволяет человеку дозировать и экономно расходовать ресурсы организма.

Целью нашей работы стало изучение особенностей эмоционального выгорания сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России на разных этапах профессиональной деятельности (стаж до 10 лет и более 10 лет, мужчины). Диагностическая процедура осуществлялась с помощью методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, а обработка полученных данных с применением t-кр. Стьюдента.

Проведенный нами t-критериальный анализ позволил установить, что у сотрудников противопожарной службы со стажем работы до 10 лет в большей степени, чем у сотрудников со стажем работы более 10 лет, выражен показатель первой фазы эмоционального выгорания «Напряжение» и соответствующего ей симптома «неудовлетворенность собой». По мнению автора методики, фаза «Напряжение» – это механизм, запускающий формирование эмоционального выгорания. На данной фазе человек впервые встречается со стрессовым раздражителем, происходит мобилизация всех имеющихся у него ресурсов для преодоления стрессовой ситуации. Соответствующий данной фазе симптом проявляется в недовольстве собой, профессией, должностью, обязанностями при этом возникает замкнутый круг, побуждающий личность вновь и вновь переживать психотравмируюшие компоненты деятельности, противопоставлять себя обстоятельствам. В числе причин данного состояния – повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах эмоционального выгорания, когда фаза формируется (в нашем случае – у сотрудников с меньшим стажем работы), обозначенные качества личности нагнетают напряжение, а на последующих – провоцируют психологическую защиту.

В свою очередь у сотрудников со стажем работы более 10 лет в большей степени, чем у сотрудников со стажем до 10 лет, выражены показатели двух фаз – «Резистенция» и «Истощение». При этом первая фаза сформировалась и в ней доминирует симптом «неадекватное эмоциональное реагирование», который можно считать доминирующим и во всем синдроме выгорания испытуемых данной выборки. Его основные характеристики – человек не чувствует разницы в своих реакциях, часто демонстрирует черствость и равнодушие. Если травмирующие обстоятельства длятся продолжительное время или оказывают на субъекта деятельности сильное влияние – возникает вероятность постепенного перехода к фазе «Истощение», связанной с израсходованием резервных возможностей организма и психики и ведущей к негативным физиологическим либо психическим изменениям. Эта фаза может рассматриваться и как основная характеристика эмоционального выгорания, от которой проистекают все другие симптомы. Состояние истощения сначала касается только самочувствия (бессонница и т.п.), затем оно начинает влиять непосредственно на переживание (отсутствие желаний, радости, раздражительность и т.п.), а потом на решения, позиции, установки и действия человека (уход от требований ситуации, уход из отношений, обесценивание себя и других, мира в целом). В выборке сотрудников со стажем работы более 10 лет фаза «Истощение» практически сформировалась и в ее рамках сложились следующие симптомы: «эмоциональный дефицит» (человек становится резким, грубым, у него преобладает плохое настроение, но сохраняется способность видеть эти изменения); «эмоциональная отстраненность» (приобретённые психологические защиты проявляются в исключении эмоций из деятельности, т.е. в профессиональной деформации личности, при этом субъекты совместной деятельности и общения обесцениваются); «личностная отстраненность» (деперсонализация проявляется в восприятии другого человека как объекта для манипуляций, в деформации установок, принципов, системы ценностей, в антигуманистическом настрое, при этом эмоциональное выгорание часто смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями). Полученные данные могут быть интересны специалистам, осуществляющим психологическое сопровождение сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России.