Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Рациональная  организация  обучения  и воспитания подрастающего поколения немысли­мо без знаний закономерностей роста, развития и функциональных особенностей детей и подрост­ков. Для специалиста физической культуры од­ной из важнейших задач является знание возрас­тных особенностей организма и учет этих осо­бенностей в процессе своей профессиональной деятельности. Основной стратегией физической культуры и спорта должно быть укрепление здо­ровья человека, начиная с детского возраста, и на этой основе уже достижение высоких спортив­ных результатов.

Наиболее остро стоит данный вопрос сегодня, в связи с наметившейся тенденцией ухудшения демографических показателей населения нашей страны, ростом заболеваемости в дошко­льном и школьном возрасте, увеличение числа лиц с дисгармоническим развитием и низкой фи­зической подготовленностью.

В этой ситуации предлагаемое учебное пособие ставит своей задачей дать твердые зна­ния будущим специалистам физической культу­ры об анатомо-физиологических особенностях организма детей и подростков, возрастной дина­мике становления различных свойств организма. В связи с этим рассматриваются вопросы влияния наследственности и факторов внешней среды на рост и развитие организма, уделяется особое внимание вопросу роли физических упражнений в гармоничном развитии личности, механизмам возникновения «болезней цивилизации» и спосо­бам их профилактики.

Наряду с этим в задачи учебного пособия входит формирование у студентов научно-педагогического мышления, материалистическо­го мировоззрения и создание теоретической базы для более глубокого усвоения таких дисциплин, как психология, школьная гигиена, гигиена физи­ческих упражнений.

Материал учебного пособия представлен на 14 печатных листах. Содержит разделы, зна­комящие студентов с историей становления воз­растной физиологии как самостоятельной дисци­плины, с общебиологическими закономерностя­ми роста и развития человека, излагаются осо­бенности развития отдельных функциональных систем на протяжении онтогенеза и указывается положительное и отрицательное влияние физиче­ских упражнений, в зависимости от их объема и интенсивности, на растущий организм. Исполь­зуемые иллюстрации, рисунки и таблицы позво­лят более глубоко усвоить излагаемый материал.

Настоящее учебное пособие предназначе­но для студентов ФФК и специалистов физиче­ской культуры, но может быть полезно и для пе­дагогов любой специальности.