Наиболее остро стоит данный вопрос сегодня, в связи с наметившейся тенденцией ухудшения демографических показателей населения нашей страны, ростом заболеваемости в дошкольном и школьном возрасте, увеличение числа лиц с дисгармоническим развитием и низкой физической подготовленностью.
В этой ситуации предлагаемое учебное пособие ставит своей задачей дать твердые знания будущим специалистам физической культуры об анатомо-физиологических особенностях организма детей и подростков, возрастной динамике становления различных свойств организма. В связи с этим рассматриваются вопросы влияния наследственности и факторов внешней среды на рост и развитие организма, уделяется особое внимание вопросу роли физических упражнений в гармоничном развитии личности, механизмам возникновения «болезней цивилизации» и способам их профилактики.
Наряду с этим в задачи учебного пособия входит формирование у студентов научно-педагогического мышления, материалистического мировоззрения и создание теоретической базы для более глубокого усвоения таких дисциплин, как психология, школьная гигиена, гигиена физических упражнений.
Материал учебного пособия представлен на 14 печатных листах. Содержит разделы, знакомящие студентов с историей становления возрастной физиологии как самостоятельной дисциплины, с общебиологическими закономерностями роста и развития человека, излагаются особенности развития отдельных функциональных систем на протяжении онтогенеза и указывается положительное и отрицательное влияние физических упражнений, в зависимости от их объема и интенсивности, на растущий организм. Используемые иллюстрации, рисунки и таблицы позволят более глубоко усвоить излагаемый материал.
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов ФФК и специалистов физической культуры, но может быть полезно и для педагогов любой специальности.