Медицинская статистика и многочисленные исследования показывают неблагоприятную картину, сложившуюся в последние годы относительно здоровья беременных женщин и их новорожденных. В Казахстане, как и во всем мире, серьезной проблемой продолжает оставаться рождение детей с синдромом задержки внутриутробного развития плода (СЗВРП), сопровождающееся высокой перинатальной заболеваемостью и смертностью [1,2]. Как указывает большинство авторов, дети, родившиеся с признаками задержки роста, имеют высокую вероятность нарушения неврологического статуса. У них чаще встречаются аномалии развития, внутриутробная гипоксия, аспирация меконием, холодовый стресс, дыхательные нарушения и легочные кровотечения. Несмотря на прогресс диагностики, в настоящее время 20-30 % случаев причины синдрома внутриутробного развития плода (СЗВРП) остаются неясными [3, 4, 5].
Адаптационные резервы плода, а затем и новорожденного, в значительной степени зависят от деятельности эндокринной системы матери и самого плода. Особенности функции фетоплацентарного комплекса (ФПК) и формирование эндокринной системы плода предопределяют компенсаторно-приспособительные реакции в течение позднего антенатального и постнатального периодов жизни.
Во взаимоотношениях между организмами матери и плода плацента выполняет роль железы внутренней секреции. В ней происходят процессы синтеза, секреции и превращения ряда гормонов и белков. Благодаря гормональной функции плаценты обеспечивается сохранение и прогрессирование беременности, повышается активность эндокринных органов матери. Вещества, синтезируемые плацентой, также влияют на формирование гормональной системы плода [5,6].
Из литературных данных известно, что снижение содержания эстрогенов и прогестерона в крови беременной может наблюдаться при анемии, хронической внутриутробной гипоксии плода, внутриутробной задержке развития плода, при перенашивании беременности, что объясняется недостаточной секрецией их предшественников в надпочечниках плода, а также нарушением процессов синтеза эстрадиола в ткани плаценты [7]. Уровень специфических белков и гормонов в крови и плаценте отражает функциональное состояние плода и плаценты, так как их роль в организме беременной женщины изучены недостаточно.
В связи с необходимостью как можно более раннего выявления СЗВРП в последнее время большое внимание стало уделяться изучению секреции ряда гормонов в плаценте. Практически нет работ по исследованию плаценты, как железы внутренней секреции, при СЗВРП плода.
Целью настоящей работы – явилось изучение особенностей гормонального статуса системы мать-плацента-плод у женщин с СЗВРП.
Материалы и методы исследования
Обследованные женщины были разделены на две группы: контрольная группа – плодовая и материнская части плацентарной ткани от родильниц с нормальной массой плода – 30 беременных женщин; основная группа –плодовая (хориальная пластина) и материнская части (базально децидуальная пластина) плацентарной ткани от родильниц с СЗВРП – 30 женщин.
Отбор образцов плаценты проводился непосредственно при родах, не позднее 5-10 минут после родоразрешения. для исследования плаценты из нее вырезали кусочки по 2-3 г из материнской и плодовой части. Ткань плаценты затем тщательно перфузировали охлажденным 0,9 % раствором NaCl до полного удаления крови, подсушивали и хранили при температуре 20ºС. Выделение белков и гормонов из плаценты проводили методом ацетоновой экстракции [8]. Один грамм перфузированной и замороженной ткани плаценты мелко измельчали ножницами в охлажденной ступке, затем тщательно перетирали пестиком. Добавляли охлажденный до 20º С ацетон из расчета на 1 г ткани 5 мл ацетона. Экстракт перемешивали на магнитной мешалке в течение 1 часа при 4º С и центрифугировали при 6000 g 20 мин. Супернатант, содержащий липидные фракции, отделяли от осадка, в котором находились белки. Затем к осадку добавляли охлажденный ацетон и процедуру перемешивания и центрифугирования повторяли. Полученный супернатант №2 добавляли к супернатанту №1 и выпаривали досуха, осадок подсушивали до образования ацетонового порошка и хранили при температуре 20º С. для экстракции белков сухой ацетоновый экстракт растворяли в 25 мМ трис-HCl буфере pH-7,4 из расчета на 1 г ткани 2 мл буфера и перемешивали на магнитной мешалке при 4ºС в течение 18 часов.
Определение содержания гормонов (эстрадиола – Е2, эстриола – Е3, прогестерона – ПГ, дегидроэпиандростерона – ДГЭАС, соматотропного гормона – СТГ, пролактина – ПРЛ, хорионического гонадотропина – ХГ, плацентарного лактогена – ПЛ, альфафетопротеина – АФП, проводили радиоиммунологическим и иммунорадиометрическим методами с использованием стандартных коммерческих наборов «Immunotech» (Франция-Чехия) на гамма-счетчиках «Strateg PC-RIA» (Германия) и «Wizard» (Wallac, Финляндия).
Результаты исследования и их обсуждение
В наших исследованиях было установлено, что при СЗВРП в плодовой части плаценты наблюдается увеличение уровня стероидных гормонов эстрадиола на 49 %, а в материнской части, напротив, снижение его концентрации на 33 % по сравнению с контролем. Содержание эстриола снижается в материнской части на 32 % а в плодовой части на 33 % в группе женщин с СЗВРП. Уровень стероидного гормона прогестерона увеличился по сравнению с контролем в материнской части плаценты на 44 %, а в плодовой части плаценты на 32 % в группе женщин с СЗВРП.
Для синтеза эстрогенов в плаценте необходимо поступление в нее из организма плода и матери предшественников, синтез прогестерона осуществляется из холестерина, поступающего из крови матери. Плацента, имеющая высокоактивную ароматазу, синтезирует эстрогены из андрогенов, поступающих в кровь преимущественно от плода (но и от матери). В основном это дегидроэпиандростерон сульфат, образующийся надпочечниками плода. Физиологическая роль ДГЭА определена не полностью. Из наших данных видно, что уровень ДГЭС в плодовой части плаценты повысился на 22 %, а в материнской части, наоборот, его количество снизилось на 11 % в группе женщин с СЗВРП.
Известно, что пептидный гормон СТГ стимулирует как линейный рост, так и рост внутренних органов. Он вызывает увеличение числа и размеров клеток мышц, печени, тимуса, половых желез, надпочечников и щитовидной железы, оказывает влияние на метаболизм белков, жиров и углеводов, угнетает активность протеаз, повышает уровень инсулиноподобных факторов роста 1 и 2 (ИФР1 и 2) в сыворотке крови, стимулирует синтез коллагена в костях, коже, других органах и тканях организма. СТГ увеличивает выход глюкозы в печеночные вены, усиливает глюконеогенез, уменьшает поглощение глюкозы на периферии, а также усиливает липолиз (распад жиров), в результате чего в крови повышается концентрация свободных жирных кислот, которые подавляют действие инсулина на мембранный транспорт глюкозы.
В наших исследованиях было выявлено значительное повышение содержания СТГ в материнской части плаценты у родильниц с СЗВРП по сравнению с контрольной группой (13±3,2 мМЕ/л, 4,1±0,5 мМЕ/Л соответственно), а в плодовой части изменение содержания гормона составило от 16,2±2 мМЕ/л до 4,3±0,9 мМЕ/л соответственно.
Значительное увеличение содержания в крови эстрогенов наблюдается при беременности, что приводит к повышению уровня ПРЛ. Физиологическая пролактинемия может достигать к моменту родов 5000 мЕД/л и более, что важно для подготовки организма к лактации [12]. Наши исследования показали, что в материнской и в плодовой частях плаценты количество ПРЛ увеличилось на 71 % и на 49 % соответственно в группе женщин с СЗВРП.
Большое значение в развитии беременности и нормальных взаимоотношений в системе мать – плод имеет плацентарный лактоген (ПЛ), синтезирующийся в клетках трофобласта. Он обладает активностью пролактина и иммунологическими свойствами гормона роста, оказывает лактогенный и лютеотропный эффект, поддерживая стероидогенез в желтом теле яичника в І триместре беременности, регулирует углеводный и липидный обмены, усиливает синтез белка в организме плода, от чего в определенной мере зависит масса плода.
Концентрация ПЛ прогрессивно возрастает по мере развития беременности, достигая максимума на 35-36 неделе. К моменту родов наступает умеренное снижение уровня ПЛ, отражающее начало регрессивных изменений в плаценте. В наших исследованиях наблюдается повышение уровня плацентарного лактогена на 26 % в материнской части плаценты у основной группы женщин по сравнению с контрольной.
Для развития беременности также важен хорионический гонадотропин (ХГ), являющийся продуктом синцитиотрофобласта. В ранние сроки беременности ХГ стимулирует стероидогенез в желтом теле яичника, во второй половине – синтез эстрогенов в плаценте, участвуя в ароматизации андрогенов, усиливает стероидогенез в коре надпочечников плода, а также тормозит сократительную активность миометрия, участвует в механизмах дифференцировки пола плода. Нами отмечено прогрессивное повышение содержания хорионического гонадотропина в плодовой части плаценты на 294 %, а материнской части на 76 % в группе женщин с СЗВРП.
АФП является регулятором роста многих клеток и тканей. В зависимости от его концентрации и свойств конкретных клеток он способен как усиливать, так и подавлять в них пролиферативные процессы. Уровень альфа-фетопротеина также значительно повышался. В материнской части плаценты концентрация белка увеличилась на 51 % и в плодовой части на 74 % при СЗВРП.
Заключение
Таким образом, в результате исследования выявлены изменения гормон- и белоксинтезирующей функции плаценты у беременных женщин с СЗВРП плода по сравнению с контрольной группой женщин. Выявленные гормональные изменения, то есть повышения уровня ряда гормонов и белков в плаценте у беременных женщин с СЗВРП, особенно в плодовой части, позволяют судить о достаточной защитной функции фетальной части плаценты для плода, которая свидетельствует о нормализации гормонального гомеостаза и коменсаторно-приспособительной активности плацентарной ткани.