В современной отечественной медицине имеются проблемы, которые касаются практически всех специальностей. В частности, остро стоит вопрос о повышении ответственности пациентов за состояние своего здоровья, что, в значительной мере зависит от их информированности и стремления следовать врачебным рекомендациям. Фактически, речь идёт об активной, целенаправленной реализации опирающихся на когнитивно – поведенческую психотерапию программ обучения пациентов с учетом их личностных особенностей и имеющихся у них медицинских проблем [2, 5, 10]. Подобные занятия представляет собой, по сути, индивидуальный или групповой поведенческий тренинг, являющийся, скорее, запрограммированным курсом обучения, чем серией обычных психотерапевтических занятий. Эффективность специального обучения больных эмпирически подтверждена, в частности, через специальные «Школы больных» (злокачественными опухолями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д.). Однако встаёт вопрос об отношении как врачей, так и самих пациентов к проведению соответствующих обучающих занятий, т.к. без позитивного отношения данных сторон лечебно-реабилитационного процесса даже их планирование представляется не целесообразным.
Цель исследования: на основании социологических исследований оценить отношение врачей и пациентов к обучающим занятиям медицинской направленности.
Материалы и методы исследования
Компаративный анализ социологических исследований (анкетирований), посвященных мнениям врачей и пациентов относительно целесообразности проведения тематических обучающих занятий.
Результаты исследования и их обсуждение
В основу настоящей работы положены следующие материалы, полученные в соответствии с современными методологическими подходами [4, 9] к организации и проведению конкретных социологических исследований в медицине:
Анкетирование 203 неврологов и нейрохирургов Волгограда и области и 307 больных с дорсопатиями (представленными остеохондрозом позвоночника с клиническими проявлениями), показало [6], что 94,6 % врачей считали целесообразным организацию занятий с больными, посвященным важности выполнения профилактических мероприятий при заболеваниях позвоночника; 2,9 % придерживались прямо противоположной точки зрения и 2,5 % затруднились ответить. Среди пациентов 89,2 % согласились с целесообразностью подобных занятий; 1,0 % отрицали это и 9,8 % затруднились ответить.
Анкетирование 64 врачей-педиатров и 107 родителей, чьи дети страдают аллергопатологией и посещают специализированные группы в дошкольных образовательных организациях, дало следующие результаты [3]: 92,2 % врачей высказались за проведение занятий по профилактике аллергических заболеваний с родителями, чьи дети страдают аллергопатологией; 4,7 % не видели в этом необходимости и 3,1 % затруднились ответить. Подавляющее большинство родителей (81,4 %) также одобрили идею подобных занятий; 5,6 % сомневались в их целесообразности; 3,7 % вообще не видели в них смысла и не смогли выразить своего мнения 9,3 %.
Данные анкетирования 320 врачей-терапевтов лечебно-профилактических учреждений общегородской лечебной сети гг. Волгограда и Астрахани, 37 врачей кардиоцентров данных городов и 342 пациентов [1]: все 100,0 % врачей кардиоцентров одобрили идею организации специальных занятий с пациентами, которые были бы посвящены медицинским и другим рекомендациям лицам, перенесшими операции на сердце. Среди врачей-терапевтов подобной позиции придерживались 91,3 %; прямо противоположной – 3,4 %; затруднились ответить 5,3 %. Среди пациентов положительно оценили идею обучающих занятий 69,9 %; отрицательно – 6,1 % и затруднились ответить 24,0 %.
Анкетирование 117 педиатров и 565 родителей детей раннего возраста [7, 8]: 89,2 % врачей одобрительно отнеслись к проведению с родителями лекций и практических занятий, посвященных немедикаментозному лечению детей раннего возраста (с акцентом на то, что и когда родители сами могут/должны делать своему ребёнку); 7,7 % – негативно и 5,1 % затруднились ответить. Среди родителей 56,3 % положительно отнеслись к данной идее; 21,9 % – отрицательно и 21,8 % затруднились ответить.
Анкетирование 120 врачей спортивной медицины показало, что положительно относятся к организации специальных занятий со спортсменами, посвященным возможным негативным последствиям для здоровья приёма не только «запрещенных», но и «разрешенных» препаратов 85,0 %, сомневались в их полезности 6,8 %, не видели в них смысла всего 4,2 % и затруднились конкретизировать своё мнение 4,2 %. Целесообразными подобные занятия для родителей детей-спортсменов считали 89,1 % специалистов спортивной медицины.
Анкетирования врачей разных специальностей и пациентов разного профиля, посвященные вопросу целесообразности проведения обучающих занятий с пациентами врачами соответствующего профиля, дали очень близкие результаты: подавляющее количество специалистов (90 % и больше) положительно относятся к подобным занятиям; среди пациентов подобной позиции также придерживается большинство человек, хотя и несколько меньше, чем среди врачей (70-90 %). Единственное исключение составили оценки родителей обучающих занятий, посвященных немедикаментозному лечению их детей раннего возраста, что, скорее всего, связано с тем, что определённая часть родителей считает, что их дети здоровы и в подобном лечении они вообще не нуждаются, однако и в этой группе респондентов более половины (56,3 %) были настроены положительно.
Относительно вопроса, кто же должен проводить обучающие занятия, представляется понятным, что этим должны заниматься не только врачи, но и медицинские психологи, специалисты по социальной работе и другие специалисты, работающие с больными людьми и/или с их окружением (например, инженеры – при наличии сложной протезной техники). Однако врачи проявляют пассивность при решении вопросов, непосредственно не входящих, по их мнению, в должностные обязанности [11]. При этом в специальной литературе показано, что наиболее эффективно осуществлять мероприятия когнитивно-поведенческой психотерапии может специалист, в чьи непосредственные должностные обязанности не только входило бы формирование подобного отношения и поведения у пациентов и их окружения, но и являлось бы одной из основных составляющих его работы, тем более, что медицинский психолог является наиболее подготовленным специалистом к реализации психокоррекционных программ и профессионально подготовлен к использованию требуемых в подавляющем большинстве случаев краткосрочных методов, интегрирующих когнитивные, поведенческие и эмоциональные стратегии, заложенные в когнитивных и социальных теориях научения, концепции самоэффективности, теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем [4]. Однако системообразующую роль в этом процессе должны играть врачи.
Выводы
Результаты анкетирования как врачей разных специальностей, так и пациентов разного профиля свидетельствуют о том, что подавляющее большинство представителей данных социальных групп положительно относятся к проведению обучающих занятий с пациентами. Проводить подобные занятия могут не только врачи, но и другие специалисты (в частности, медицинские психологи и специалисты по социальной работе), однако системообразующую роль в этом процессе должны играть врачи.