Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE ADVISABILITY OF TRAINING OCCUPATIONS WITH PATIENTS (ACCORDING TO THE QUESTIONNAIRE RESULTS)

Siverchuk V.Y. 1 Muravieva N.A. 1
1 The Volgograd state medical university
2090 KB
According to the results of questionnaire of physicians and pediatricians the absolute majority of this different social group respondents give positive assessments to realization of training occupations with patients. Hold such occupations may physicians, medical psychologists, specialists in social work, but the backbone figure in this process must be the doctor.
training occupations
questionnaire of physicians and patients

В современной отечественной медицине имеются проблемы, которые касаются практически всех специальностей. В частности, остро стоит вопрос о повышении ответственности пациентов за состояние своего здоровья, что, в значительной мере зависит от их информированности и стремления следовать врачебным рекомендациям. Фактически, речь идёт об активной, целенаправленной реализации опирающихся на когнитивно – поведенческую психотерапию программ обучения пациентов с учетом их личностных особенностей и имеющихся у них медицинских проблем [2, 5, 10]. Подобные занятия представляет собой, по сути, индивидуальный или групповой поведенческий тренинг, являющийся, скорее, запрограммированным курсом обучения, чем серией обычных психотерапевтических занятий. Эффективность специального обучения больных эмпирически подтверждена, в частности, через специальные «Школы больных» (злокачественными опухолями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.д.). Однако встаёт вопрос об отношении как врачей, так и самих пациентов к проведению соответствующих обучающих занятий, т.к. без позитивного отношения данных сторон лечебно-реабилитационного процесса даже их планирование представляется не целесообразным.

Цель исследования: на основании социологических исследований оценить отношение врачей и пациентов к обучающим занятиям медицинской направленности.

Материалы и методы исследования

Компаративный анализ социологических исследований (анкетирований), посвященных мнениям врачей и пациентов относительно целесообразности проведения тематических обучающих занятий.

Результаты исследования и их обсуждение

В основу настоящей работы положены следующие материалы, полученные в соответствии с современными методологическими подходами [4, 9] к организации и проведению конкретных социологических исследований в медицине:

Анкетирование 203 неврологов и нейрохирургов Волгограда и области и 307 больных с дорсопатиями (представленными остеохондрозом позвоночника с клиническими проявлениями), показало [6], что 94,6 % врачей считали целесообразным организацию занятий с больными, посвященным важности выполнения профилактических мероприятий при заболеваниях позвоночника; 2,9 % придерживались прямо противоположной точки зрения и 2,5 % затруднились ответить. Среди пациентов 89,2 % согласились с целесообразностью подобных занятий; 1,0 % отрицали это и 9,8 % затруднились ответить.

Анкетирование 64 врачей-педиатров и 107 родителей, чьи дети страдают аллергопатологией и посещают специализированные группы в дошкольных образовательных организациях, дало следующие результаты [3]: 92,2 % врачей высказались за проведение занятий по профилактике аллергических заболеваний с родителями, чьи дети страдают аллергопатологией; 4,7 % не видели в этом необходимости и 3,1 % затруднились ответить. Подавляющее большинство родителей (81,4 %) также одобрили идею подобных занятий; 5,6 % сомневались в их целесообразности; 3,7 % вообще не видели в них смысла и не смогли выразить своего мнения 9,3 %.

Данные анкетирования 320 врачей-терапевтов лечебно-профилактических учреждений общегородской лечебной сети гг. Волгограда и Астрахани, 37 врачей кардиоцентров данных городов и 342 пациентов [1]: все 100,0 % врачей кардиоцентров одобрили идею организации специальных занятий с пациентами, которые были бы посвящены медицинским и другим рекомендациям лицам, перенесшими операции на сердце. Среди врачей-терапевтов подобной позиции придерживались 91,3 %; прямо противоположной – 3,4 %; затруднились ответить 5,3 %. Среди пациентов положительно оценили идею обучающих занятий 69,9 %; отрицательно – 6,1 % и затруднились ответить 24,0 %.

Анкетирование 117 педиатров и 565 родителей детей раннего возраста [7, 8]: 89,2 % врачей одобрительно отнеслись к проведению с родителями лекций и практических занятий, посвященных немедикаментозному лечению детей раннего возраста (с акцентом на то, что и когда родители сами могут/должны делать своему ребёнку); 7,7 % – негативно и 5,1 % затруднились ответить. Среди родителей 56,3 % положительно отнеслись к данной идее; 21,9 % – отрицательно и 21,8 % затруднились ответить.

Анкетирование 120 врачей спортивной медицины показало, что положительно относятся к организации специальных занятий со спортсменами, посвященным возможным негативным последствиям для здоровья приёма не только «запрещенных», но и «разрешенных» препаратов 85,0 %, сомневались в их полезности 6,8 %, не видели в них смысла всего 4,2 % и затруднились конкретизировать своё мнение 4,2 %. Целесообразными подобные занятия для родителей детей-спортсменов считали 89,1 % специалистов спортивной медицины.

Анкетирования врачей разных специальностей и пациентов разного профиля, посвященные вопросу целесообразности проведения обучающих занятий с пациентами врачами соответствующего профиля, дали очень близкие результаты: подавляющее количество специалистов (90 % и больше) положительно относятся к подобным занятиям; среди пациентов подобной позиции также придерживается большинство человек, хотя и несколько меньше, чем среди врачей (70-90 %). Единственное исключение составили оценки родителей обучающих занятий, посвященных немедикаментозному лечению их детей раннего возраста, что, скорее всего, связано с тем, что определённая часть родителей считает, что их дети здоровы и в подобном лечении они вообще не нуждаются, однако и в этой группе респондентов более половины (56,3 %) были настроены положительно.

Относительно вопроса, кто же должен проводить обучающие занятия, представляется понятным, что этим должны заниматься не только врачи, но и медицинские психологи, специалисты по социальной работе и другие специалисты, работающие с больными людьми и/или с их окружением (например, инженеры – при наличии сложной протезной техники). Однако врачи проявляют пассивность при решении вопросов, непосредственно не входящих, по их мнению, в должностные обязанности [11]. При этом в специальной литературе показано, что наиболее эффективно осуществлять мероприятия когнитивно-поведенческой психотерапии может специалист, в чьи непосредственные должностные обязанности не только входило бы формирование подобного отношения и поведения у пациентов и их окружения, но и являлось бы одной из основных составляющих его работы, тем более, что медицинский психолог является наиболее подготовленным специалистом к реализации психокоррекционных программ и профессионально подготовлен к использованию требуемых в подавляющем большинстве случаев краткосрочных методов, интегрирующих когнитивные, поведенческие и эмоциональные стратегии, заложенные в когнитивных и социальных теориях научения, концепции самоэффективности, теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем [4]. Однако системообразующую роль в этом процессе должны играть врачи.

Выводы

Результаты анкетирования как врачей разных специальностей, так и пациентов разного профиля свидетельствуют о том, что подавляющее большинство представителей данных социальных групп положительно относятся к проведению обучающих занятий с пациентами. Проводить подобные занятия могут не только врачи, но и другие специалисты (в частности, медицинские психологи и специалисты по социальной работе), однако системообразующую роль в этом процессе должны играть врачи.