Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,399

METHOD OF ASSESSMENT COMPETENCY SPECIALISTS AT TECHNOLOGY E-LEARNING

Sidorin A.V. 1 Sidorin V.V. 1
1 Moscow State Technical University of Radioengineering Electronics and Automation
2877 KB
Method of assessment competency technology specialist e-learning. The method is based on a qualitative assessment of individual and composite measures of competence. Competence is assessed on the acquired knowledge, skills, abilities, and ability to apply them in practice.
competence
individual indicators
composite index
knowledge
skills
abilities

Оценка сформированных компетенций выпускников вузов и специалистов предприятий в процессе обучения традиционными методами или по технологии e-learning приобретает особую актуальность для предприятий-работодателей высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях постоянно возрастающих требований к обеспечению технологической и технической безопасности, безопасности труда. Также и переход на «несырьевую» экономику требует нового качества специалистов для предприятий и организаций высокотехнологичных отраслей промышленности [1-2]. Вместе с разработкой и установлением требований к совокупности инженерных компетенций не меньшее значение приобретает и их оценка. Ее результаты важны и для установления соответствия требованиям работодателей – предприятий и организаций промышленности выпускника вуза по модели Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), и оценки качества и эффективности образования, и определения востребованности, конкурентоспособности выпускников вузов и специалистов предприятий на рынке труда [3-4]. В основе представленного метода – квалиметрическая оценка как отдельных компетенций, т.н. единичных показателей, так и оценка комплексная, по совокупности компетенций с учетом их значимости. Особенность метода – в оценке компетентности и выпускников вуза и специалистов предприятий в течение всего цикла профессиональной деятельности по двум составляющим – приобретенным знаниям, навыкам, умениям – с одной стороны, и по готовности и способности их применения, реализации в практической деятельности – с другой. Метод оценки включает систему показателей и критериев, процедуру получения данных о компетенциях, их оценку, определение обобщенного критерия соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия требованиям, а также рекомендуемые варианты для принятия решений по результатам оценки. Поскольку в настоящее время полной согласованности требований предприятий–работодателей к совокупности компетенций специалистов и требований ФГОС к компетенциям выпускников вузов не достигнуто, предложенный метод оценки использует собственную систему компетенций, учитывающих и потребности современного высокотехнологичного наукоемкого производства и тенденции в модернизации высшего профессионального образования в России.

1. Метод оценки компетенций выпускников вуза и специалистов предприятий

Результаты оценки выпускников вузов и/или специалистов предприятий для различных составляющих компетенций могут выражаться как количественными значениями, так и качественными градациями по введенной шкале оценки. Оценка компетенции в баллах рассчитываются как сумма результатов оценки его составляющих по формуле:

sid1.wmf;

sid2.wmf, (1)

где i – номер компетенции K в первой или второй группе; j – число составляющих в i-й компетенции; Cji – значение j-й составляющей в i-й компетенции.

Количественные значения составляющих компетенций первой группы, получаемые в результате оценки, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты оценки по составляющим компетенций первой группы

sidor1.tif

Продолжение табл. 1

sidor2.tif

Окончание табл. 1

sidor3.tif

Оценка по первой и второй группам компетенций и общая оценка по двум группам компетенций определяется по формулам:

sid3.wmf (2)

sid4.wmf (3)

K∑ = K1 + K2  (4)

Уровень потенциальных возможностей В выпускника вуза и/или специалиста предприятия определяет отношение суммы значений в оценке компетенций первой группы в баллах к максимальному значению баллов в этой группе – т.н. «весу» этой группы критериев:

sid5.wmf. (5)

Степень реализации Р возможностей выпускника вуза и/или специалиста предприятия определяется по отношению суммы значений в оценке компетенций второй группы (табл. 2) в баллах к максимальному значению баллов в этой группе – т.н. «весу» этой группы критериев:

sid6.wmf. (6)

Соотношения значений показателей В и Р достаточно информативные и в отдельности позволяют, кроме того, оценить динамику состояния специалиста, его перспективность, или, напротив, сделать вывод о его «исчерпанности».

Комплексная оценка соответствия специалиста требованиям выполняется по значениям обобщенного критерия соответствия специалиста, который рассчитывается как сумма показателей возможностей и реализуемости:

О = В + Р. (7 )

Количественные значения обобщенного критерия соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия предъявляемым требованиям распределены по различным градациям и применяются для принятия решения, в частности, о возможности приема на работу, о необходимости повышения его квалификации, о возможности назначения на руководящие должности и т.п. (табл. 3).

2. Варианты принятия решений по результатам оценки

Возможные варианты принимаемых решений в зависимости от результатов оценки соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия предъявляемым требованиям приведены в табл. 4.

Таблица 2

Результаты оценки по составляющим компетенций второй группы

sidor4.tif

Таблица 3

Комплексная оценка соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия по обобщенному критерию

sidor5.tif

Таблица 4

Варианты принимаемых решений при оценке специалиста

sidor6.tif

Заключение

Представленный метод повышает объективность оценки компетенций выпускников вузов и инженерных квалификаций, в частности. На основании оценки обоснованно и взвешенно могут приниматься различные решения в отношении оцениваемых специалистов предприятий и выпускников вузов, как в процессе обучения и при аттестации по окончании вуза, так и при приеме выпускника на работу. Перспективы применения метода открываются и на предприятии при определении необходимости повышения квалификации сотрудников. В не меньшей степени метод может быть востребован и в сертификации профессиональных компетенций специалистов предприятий.

Квалиметрическая оценка отдельных компетенций и комплексного показателя может быть также основой в оценке качества образовательной деятельности как по отдельным направлениям подготовки, специальностям, магистерским программам, так и в оценке качества образовательной деятельности вуза в целом.

Метод может рассматриваться в качестве типовой модели оценки компетенций выпускников вуза по различным направлениям подготовки с изменением совокупности оцениваемых компетенций и значений критериев в соответствии с требованиями работодателей и/или ФГОС.