Оценка сформированных компетенций выпускников вузов и специалистов предприятий в процессе обучения традиционными методами или по технологии e-learning приобретает особую актуальность для предприятий-работодателей высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях постоянно возрастающих требований к обеспечению технологической и технической безопасности, безопасности труда. Также и переход на «несырьевую» экономику требует нового качества специалистов для предприятий и организаций высокотехнологичных отраслей промышленности [1-2]. Вместе с разработкой и установлением требований к совокупности инженерных компетенций не меньшее значение приобретает и их оценка. Ее результаты важны и для установления соответствия требованиям работодателей – предприятий и организаций промышленности выпускника вуза по модели Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), и оценки качества и эффективности образования, и определения востребованности, конкурентоспособности выпускников вузов и специалистов предприятий на рынке труда [3-4]. В основе представленного метода – квалиметрическая оценка как отдельных компетенций, т.н. единичных показателей, так и оценка комплексная, по совокупности компетенций с учетом их значимости. Особенность метода – в оценке компетентности и выпускников вуза и специалистов предприятий в течение всего цикла профессиональной деятельности по двум составляющим – приобретенным знаниям, навыкам, умениям – с одной стороны, и по готовности и способности их применения, реализации в практической деятельности – с другой. Метод оценки включает систему показателей и критериев, процедуру получения данных о компетенциях, их оценку, определение обобщенного критерия соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия требованиям, а также рекомендуемые варианты для принятия решений по результатам оценки. Поскольку в настоящее время полной согласованности требований предприятий–работодателей к совокупности компетенций специалистов и требований ФГОС к компетенциям выпускников вузов не достигнуто, предложенный метод оценки использует собственную систему компетенций, учитывающих и потребности современного высокотехнологичного наукоемкого производства и тенденции в модернизации высшего профессионального образования в России.
1. Метод оценки компетенций выпускников вуза и специалистов предприятий
Результаты оценки выпускников вузов и/или специалистов предприятий для различных составляющих компетенций могут выражаться как количественными значениями, так и качественными градациями по введенной шкале оценки. Оценка компетенции в баллах рассчитываются как сумма результатов оценки его составляющих по формуле:
;
, (1)
где i – номер компетенции K в первой или второй группе; j – число составляющих в i-й компетенции; Cji – значение j-й составляющей в i-й компетенции.
Количественные значения составляющих компетенций первой группы, получаемые в результате оценки, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты оценки по составляющим компетенций первой группы
Продолжение табл. 1
Окончание табл. 1
Оценка по первой и второй группам компетенций и общая оценка по двум группам компетенций определяется по формулам:
(2)
(3)
K∑ = K1 + K2 (4)
Уровень потенциальных возможностей В выпускника вуза и/или специалиста предприятия определяет отношение суммы значений в оценке компетенций первой группы в баллах к максимальному значению баллов в этой группе – т.н. «весу» этой группы критериев:
. (5)
Степень реализации Р возможностей выпускника вуза и/или специалиста предприятия определяется по отношению суммы значений в оценке компетенций второй группы (табл. 2) в баллах к максимальному значению баллов в этой группе – т.н. «весу» этой группы критериев:
. (6)
Соотношения значений показателей В и Р достаточно информативные и в отдельности позволяют, кроме того, оценить динамику состояния специалиста, его перспективность, или, напротив, сделать вывод о его «исчерпанности».
Комплексная оценка соответствия специалиста требованиям выполняется по значениям обобщенного критерия соответствия специалиста, который рассчитывается как сумма показателей возможностей и реализуемости:
О = В + Р. (7 )
Количественные значения обобщенного критерия соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия предъявляемым требованиям распределены по различным градациям и применяются для принятия решения, в частности, о возможности приема на работу, о необходимости повышения его квалификации, о возможности назначения на руководящие должности и т.п. (табл. 3).
2. Варианты принятия решений по результатам оценки
Возможные варианты принимаемых решений в зависимости от результатов оценки соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия предъявляемым требованиям приведены в табл. 4.
Таблица 2
Результаты оценки по составляющим компетенций второй группы
Таблица 3
Комплексная оценка соответствия выпускника вуза и/или специалиста предприятия по обобщенному критерию
Таблица 4
Варианты принимаемых решений при оценке специалиста
Заключение
Представленный метод повышает объективность оценки компетенций выпускников вузов и инженерных квалификаций, в частности. На основании оценки обоснованно и взвешенно могут приниматься различные решения в отношении оцениваемых специалистов предприятий и выпускников вузов, как в процессе обучения и при аттестации по окончании вуза, так и при приеме выпускника на работу. Перспективы применения метода открываются и на предприятии при определении необходимости повышения квалификации сотрудников. В не меньшей степени метод может быть востребован и в сертификации профессиональных компетенций специалистов предприятий.
Квалиметрическая оценка отдельных компетенций и комплексного показателя может быть также основой в оценке качества образовательной деятельности как по отдельным направлениям подготовки, специальностям, магистерским программам, так и в оценке качества образовательной деятельности вуза в целом.
Метод может рассматриваться в качестве типовой модели оценки компетенций выпускников вуза по различным направлениям подготовки с изменением совокупности оцениваемых компетенций и значений критериев в соответствии с требованиями работодателей и/или ФГОС.