Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SOCIAL ASPECTS OF LEGAL POLICY IN THE SPHERE OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

Egorova M.S. 1 Chang Tkhi H.F. 1
1 National research Tomsk polytechnical university
2039 KB
It is established – creation of social and economic and legal prerequisites for providing ecologically safe life of the population has to be a main goal of policy of the state in the sphere of environmental protection. The subject of regulation of the international ecological law and the basic principles of international law in the field of nature protection cooperation is defined. The conclusion that the timely solution of problems in the sphere of environmental management and environmental protection, both on federal, and at the regional level requires increase of efficiency of the state environmental policy is drawn. A number of changes and additions for entering into the legislation of the Russian Federation is offered.
environment
ecological safety
legislation
state policy
environmental management

В современном мире продолжается ухудшение состояния окружающей природной среды, которое угрожает благосостоянию людей, а так же и существованию жизни на нашей планете.

Проблема охраны природы тесно связана с политикой, идеологией, экономикой и социальной сферой, что вызывает необходимость рассмотрения данной проблемы в различных аспектах. Современные темпы экономического развития обострили проблему природных ресурсов и поэтому, возникла необходимость учета экологических требований к экономике [1].

Исторически правовое регулирование в экологической сфере развивалось применительно к охране отдельных объектов природы от вредного влияния хозяйственной деятельности. В правовых актах закреплялись порядок и условия пользования природными ресурсами, права и обязанности их пользователей без учета соблюдения экологических требований.

Процесс управления в сфере охраны окружающей среды на международном уровне требует активного участия каждого государства, например в Российской Федерации выступают за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности.

Государства должны рационально использовать природные ресурсы, учитывая их потенциальные возможности, необходимость воспроизводства, не допуская необратимых негативных последствий.

Поэтому главной целью политики государства в сфере охраны окружающей среды должно быть создание социально-экономических и правовых предпосылок для обеспечения экологически безопасной жизни населения [2].

Единственный способ предохранения биосферы от загрязнения – это сокращение масштабов или полное исключение вредного воздействия на среду. Техническое развитие, однако, практически не имеет пределов, следовательно, нам придется считаться не только с ущербом, наносимым окружающей среде уже известными производственными процессами, но и с ущербом, который может возникнуть в будущем по мере технического развития.

Важность правового регулирования взаимоотношений природы и общества действительно очень велика.

Серьёзным недостатком сегодняшнего природоохранного законодательства является то факт, что формировалось оно по ресурсным признакам.

Такой подход не обеспечивал комплексности в регулировании отношений, касающихся природной среды как единого организма. На сегодня у нас в законодательстве нет специального раздела «Экологические преступления», который бы разглядывал факты повышенного и особо опасного экологического ущерба.

Однако наше законодательство продолжает развиваться и приобретает положительный зарубежный опыт и можно надеяться на его улучшение в будущем.

Обострение глобального экологического кризиса, вызывая озабоченность всех стран и народов, вынуждает предпринимать совместные усилия по решению экологических проблем в рамках международного права.

Разработка путей и инструментов решения экологических проблем предполагает анализ социо – эколого – экономических основ и ведения народного хозяйства. На которых должны строиться международное правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования [3].

Предметом регулирования международного экологического права являются – международные отношения, уважение прав и свободы человека, поддержание международного мира, безопасности и справедливости, стабильности и демократии, социально – экономического благополучия и решение глобальных экологических проблем совместными усилиями разных государств, правовая охрана культурного и духовного наследия.

Основной принцип международного права в области природоохранного сотрудничества – положение о том, что государства имеют суверенное право эксплуатировать свои природные ресурсы и обязаны обеспечить условия, чтобы деятельность, осуществляемая в пределах их контроля, не наносила ущерба окружающей среде других государств или территорий [4].

Современное международное экологическое право представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование межгосударственных и иных международных отношений в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и сохранение благоприятных природных условий жизни людей на Земле. Цели и задачи международного экологического права – обеспечение рационального использования природных ресурсов и сохранение благоприятных природных условий жизни людей на Земле.

В международных отношениях первым шагом на пути создания обязательных норм могут оказаться – декларация – это когда государства не готовы принять на себя юридические обязательства, а так же международное соглашение, которое возможно лишь в том случае, если его реализация обеспечена экономическими ресурсами.

Основой сотрудничества в области природопользования и управления природными ресурсами на международном уровне служат международные договоры. В России международные договоры являются составной частью её правовой системы и имеют приоритет над внутренними законами РФ.

Для своевременного решения проблем в сфере природопользования и охраны окружающей среды, как на федеральном, так и на региональном уровне (поскольку в отдельных регионах природные условия и экологические проблемы весьма специфичны) необходимо повышение эффективности государственной экологической политики. Для этого нужно формировать и проводить региональную экологическую политику, соответствующую региональным условиям и особенностям. Это требуется также для того, чтобы в условиях рыночной экономики гарантировать экологическую безопасность общества и реализацию конституционных и иных прав и свобод граждан в области охраны окружающей среды и природопользования. К сожалению, в течение длительного времени в законодательстве и правоприменительной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не уделялось достаточно внимания вопросам экологической политики в регионах. Хотя по ряду направлений государство учитывало особенности отдельных регионов, но по многим другим вопросам пренебрегало региональными различиями [5], что вряд ли правомерно.

В последние годы были значительно ослаблены экологические требования в сфере предпринимательства и природопользования, снижено значение природоохранной деятельности органов государственного управления и местного самоуправления и контроля. Все это негативно сказалось на состоянии окружающей среды, вызвало обострение социально-экономических, экологических, демографических и иных региональных и локальных проблем, особенно в промышленных регионах Российской Федерации.

Правовое обеспечение эколого-экономического и экологического развития регионов должно учитывать ряд важных факторов и обстоятельств. Эти факторы и обстоятельства, их взаимоотношение и взаимодействие должны быть приняты во внимание при проведении государственной региональной экологической политики. Весьма важно для разработки и совершенствования механизмов решения проблем природопользования и охраны окружающей среды в регионах рассмотрение вопросов, касающихся понятия, видов, содержания и правовых основ государственной региональной экологической политики.

Заключение

Таким образом, в настоящее время в нашей стране, как и в других странах, экологическая проблема рассматривается в качестве одной из важных и актуальных проблем. В последние годы, наблюдается повышенное внимание ученых к вопросам экологии, и это объясняется тем, что люди безответственно и исключительно потребительски относятся к природе, такое отношение привело мир к экологическим катастрофам. Наша природа находится в критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на условиях жизни и здоровья людей, увеличивается число генетических заболеваний, сокращается продолжительность жизни, истощаются природные ресурсы на Земле. Очевидно, что возлагать надежды только на формирование экологического сознания и экологической этики нельзя. Немаловажное значение имеют правовые средства и методы воздействия.

С каждым годом увеличивается степень воздействия людей на природу. Природа удовлетворяет разнообразные интересы и потребности людей, но, к сожалению, общество не ценит природу. Человек должен охранять не только свои собственные интересы и потребности, но и интересы иных существующих в природе живых существ.

При использовании природных ресурсов человек оказывает на окружающую природную среду определенное негативное воздействие, изменяя не только ее качества, но вместе с тем и условия своего существования. Резкий скачок загрязнения произошел во второй половине ХХ в., что связано с ростом населения и производства. В результате загрязнение среды стало одной из острейших глобальных проблем и главным фактором формирования экологической ситуации. Использование природных ресурсов должно сопровождаться их восстановлением.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что существует необходимость внесения в законодательство ряда изменений и дополнений.

Во-первых, для улучшения правового регулирования природоохранной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления необходимо принять Концепцию развития экологического законодательства РФ.

Во-вторых, нужно подготовить научно обоснованные рекомендации по совершенствованию правового регулирования экологических отношений при осуществлении природопользования и предпринимательства гражданами и юридическими лицами на территории отдельных регионов.

В-третьих, следует совершенствовать всю систему мер по реализации правовых требований в области охраны окружающей среды и природопользования.

Следует обеспечить совершенствование правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования как необходимой составной части государственной региональной экологической политики.