В наш век ускоренного научного прогресса большое значение для усвоения опыта прошлого имеют биографии людей науки. Наметилась тенденция к осмыслению и определению роли конкретных ученых в становлении и развитии науки, оценке значения их творчества для современных исследователей. «Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Это значит, что всякий талант, проявившийся в действительности, ставший общественной силой, есть плод общественных отношений» [1]. Значительный вклад в развитие исторического процесса вносят люди, творящие в области науки. на процесс формирования личности действует ряд факторов: генетические особенности индивида, полученные им при рождении, влияние социального окружения и культуры, индивидуальный опыт человека. В биографиях многих выдающихся деятелей есть одно сходство – оно состоит в мощи трудовой закалки, которую им приходилось проходить с детства.
Сагинов Абылкас Сагинович родился 27 декабря 1915 года. В личном листке партийного архива, заполняя графу «автобиография», он отмечает: «Я, Сагинов Абылкас, родился в 1915 году в селе Баянаул бывшего Павлодарского уезда бывшей Семипалатинской губернии в семье мелкого торговца. Родной отец умер весной 1917 года, после чего мать вторично вышла замуж. Начиная с четырехлетнего возраста я перешел на иждивение и воспитание отчима, по сути дела, я был усыновлен им. Отчим мой – выходец из крестьян-середняков, член партии, длительное время находился на партийной и хозяйственной работе» [2]. Судя по рассказам самого академика и архивным данным, отца своего он не помнит, неизвестный человек застрелил его. Мать Абылкаса – Зарен-ана всю жизнь занималась домашним хозяйством, была очень трудолюбивой, настойчивой. Зарен-апай осталась с двумя малолетними детьми (Марьям и Абылкас). Вскоре она вторично вышла замуж за Мусу Сагинова.
Детство Абылкаса проходило на лоне великолепной природы Баянаула и Каркаралинска – жемчужин Сарыарки, заполненное и радостными, и трагическими днями. Зимовка находилась в урочище Жаман-Кыстау, что в 15 км восточнее Баянаула. Маленький Абылкас научился читать дома – это были рассказы о батырах, а также небольшие книжки религиозного содержания, так называемые «Кисса». В 1924 году Сагиновы вместе с аульчанами переехали к озеру Туз в 50 км от Баянаула, но здесь семья долго не задержалась, так как у отца не было постоянной работы. В холодные осенние дни 1924 г. они переехали в Каркаралинск, где Абылкас поступил в первый класс.
Кто знал юного А. Сагинова или хотя бы позднее был достаточно с ним знаком и слышал его рассказы о юности, непременно говорят об одном удивительном человеке – школьной учительнице русского языка и литературы Анне Дмитриевне Рязанцевой. Она не жалела ни сил, ни времени, чтобы научить своих учеников премудростям русского языка и всегда советовала: «надо побольше читать книги вслух и громко» [3].
Весной 1928 г. А. Сагинов, успешно сдав итоговый экзамен, окончил школу первой ступени. В целом за период учебы в школе он научился русской грамоте, усвоил программы арифметики, географии, естествознания и других общеобразовательных предметов. Период учебы в начальной школе, или, как тогда называли, в школе 1-й ступени, совпал с периодом НЭПа, в последующем сменившимся на сплошную коллективизацию.
Начало 30-х годов явилось кризисным для Казахстана. Политика НЭПа была блокирована деформирующими установками авторитарного политического мышления. на долгие десятилетия в сфере экономики и общественно-политической жизни воцарился тотальный дух «силовой» альтернативы. Страну Советов охватил голод. В работе видного казахстанского ученого, государственного и общественного деятеля Е.К. Ертысбаева отмечается: «В период большевизации Казахстана культурная и интеллигентская казахская прослойка либо эмигрировала, либо была безжалостно истреблена. по переписи 1897 года, казахов насчитывалось 4 млн. 100 тысяч человек. по данным Всесоюзной переписи 1926 года, казахов насчитывалось 3 млн. 628 тысяч человек. по переписи 1939 года – около 2 миллионов. Сотни тысяч казахов погибли в годы сталинского голодомора 30-х годов. Часть бежала в Западный Китай, Персию, Турцию и Афганистан....» [4].
Форсированная советская индустриализация 1920-1930-х годов не была бы возможна без создания системы массовой подготовки квалифицированных рабочих, техников и инженеров из вчерашних крестьян. Выбор профессии и типа учебного заведения стал и перед А. Сагиновым. В городе была школа второй ступени и педагогический техникум. После семейного обсуждения выбор пал на педагогический техникум, куда А.С. Сагинов осенью 1928 г. поступил на младшее подготовительное отделение. «Уездный Казахский педагогический техникум Семипалатинского губернского отдела народного образования был открыт в Каркаралинске в 1922 году. В техникуме было два подготовительных отделения. Техникум готовил учителей для начальных школ. Поскольку в то время в республике не было высших учебных заведений, то техникумы играли большую роль в подготовке специалистов среднего звена, в решении вопроса повышения грамотности населения. Учащиеся техникумов в каникулы обучали всех желающих грамоте» [3, с.15].
Именно тогда, в середине 30-х годов, в обиход вошел лозунг «Кадры решают все». Постановление ЦИК и СНК от 13 января 1930 года обращало особое внимание на подготовку специалистов для металлургии, машиностроения, химии, транспорта и сельского хозяйства [5]. Основы новой кадровой политики Сталина по развитию промышленности в СССР были окончательно сформулированы в июне 1931 года. Повысились и материальные стимулы к труду. Предусматривалась перестройка системы заработной платы. Первым шагом стало сентябрьское постановление 1931 г. Президиума ВСНХ и ВЦСПС об изменении системы оплаты труда в металлургической, угольной и горной промышленности [6]. Диапазон между ставками наименее и наиболее квалифицированных рабочих был расширен.
В период учебы в техникуме в 1930 году А. Сагинов вступил в комсомол и вел различную общественную работу. «Одной из наших работ было участие в сборе утильсырья, чему в то время придавалось большое значение, так как с первичным сырьем в стране был большой дефицит» – вспоминает А.С. Сагинов [3, с.17]. Весной 1931 года началась педагогическая практика А.С. Сагинова, которую он проходил в начальной школе, расположенной в поселке Комиссаровка в 15 км от Каркаралинска.
В ноябре 1932 года А. Сагинов поступил в Карагандинский горный техникум. Он входил в состав учебно-производственного комбината треста «Караганда». Кроме техникума, в состав комбината входил еще так называемый «Горпромуч» (горно-промышленное ученичество) – один из видов нынешнего профтехобразования. Горпромуч готовил для шахт рабочие кадры.
Это было время, когда в городе не существовало ни одного вуза, и выбирать особо не приходилось. Все 16-17-летние парни шли в горный техникум, репутация которого осталась безупречной вплоть до наших дней. А. Сагинову очень хотелось получить среднее специальное образование, чтобы стать горным мастером в шахтах. К тому же, как объяснила ему сестра Марьям, в горном техникуме учащиеся получают стипендии, их бесплатно одевают в соответствующую форму, обувают, предоставляют место в общежитии. Директором горного техникума в то время был А.П. Комов, репрессированный в 1937 г. [7].
В 1932 году Правительство приняло решение талантливых представителей казахской молодежи направить на учебу в промышленные академии. А. Сагинов учился на «отлично» и ему дали направление в Днепропетровский горный институт.
Днепропетровский горный институт имени Артема (Сергеева) – один из крупнейших горных высших учебных заведений того времени, был создан в 1899 году и в свое время носил название «Екатеринославское высшее горное училище имени императора Петра I».
«Курс, куда нас определили, был последним, со следующего года рабфак закрылся. Нас было всего 10 – 12 слушателей, часть из них составляла остаток из предыдущего набора в институт», – отмечал в своих воспоминаниях академик [3, с.39]. Начались первые лекции, семинары и лабораторные занятия. Новый, значительно отличающийся от школьного, образ студенческой жизни. Большой город предоставлял огромные возможности в постижении мира. В свободное от занятий время он старался как можно плотнее использовать для пополнения всего того, чего был лишён в свои предыдущие годы. Одно из них – посещение публичной библиотеки. В библиотеке он проводил всё своё свободное время.
Годы учебы в Днепропетровском горном институте очень многое дали А. Сагинову как будущему руководителю и ученому. Прежде всего, он окончательно утвердился в мысли, что профессия горняка почетна и уважаема. Не успели прибывшие из Казахстана парни познакомиться со своими преподавателями, как они забросали их вопросами о Карагандинском угольном бассейне, жизни людей в Центральном Казахстане.
«Никто их не принуждал ехать на Украину учиться. Когда приходила очередная разверстка, директор техникума А.П. Комов появлялся в классах и громко спрашивал: «Кто из отличников и хорошистов хочет поехать учиться в Днепропетровский горный институт? И добавлял шутливо: Имейте в виду – это поезд доброй воли. Мы не имеем права заставлять кого-либо на него садиться». Тем не менее, поезд доброй воли никогда не пустовал и ходил на Украину регулярно. В последний раз он прибыл в Караганду в годы войны, привезя из оккупированной Украины весь коллектив преподавателей и студентов Днепропетровского горного института. А.С. Сагинов был в числе встречающих этот поезд» [7, с.10].
Обладая такой чертой характера, как обязательность, А. Сагинов старался не пропускать лекций, семинаров, лабораторных занятий. Старательно конспектировал лекции, готовил курсовые работы, вовремя их сдавал. Так продолжалось довольно долго. на старших курсах, когда пошли предметы по будущей специальности, посвященные изучению производственных процессов и оборудования, в А. Сагинове усилился интерес к инженерной работе. Во многом также способствовали этому производственная практика, которая проходила на настоящих шахтах и позволяла увидеть их будущие рабочие места.
На основании решения Государственной экзаменационной комиссии Днепропетровского Горного института им. тов. Артема (Сергеева) от 10 марта 1939 года А.С. Сагинову была присвоена квалификация горного инженера. В дипломе с отличием за регистрационным № 351722 отмечается: «Предъявитель сего тов. Сагинов А.С. в 1933 г. поступил и в 1939 г. окончил полный курс Днепропетровского Горного института им. тов. Артема (Сергеева) по специальности «Разработка месторождений полезных ископаемых» [8].
Востребованность в высококвалифицированных специалистах была насущной проблемой для молодой страны Советов. Свидетельством тому является то обстоятельство, что уже 11 марта 1939 г. Народный комиссар топливной промышленности Л.М. Каганович подписал приказ о назначении А. Сагинова начальником участка шахты № 31 треста «Караганда-уголь» КазССР. В документе, выданном молодому инженеру, дословно указывалось: «Удостоверение № 128 от 11 марта 1939 года, Москва. Народный Комиссариат Топливной Промышленности командирует товарища Сагинова Абылкаса, окончившего Днепропетровский горный институт, в распоряжение начальника шахты № 31 треста «Карагандауголь» Казахская ССР для работы начальником участка шахты с окладом 900 рублей и предоставлением комнаты. [9].
На шахте № 3-бис молодой специалист принял активное участие в экспериментах по внедрению эффективной трехслоевой системы разработки мощного пласта «Верхняя Марианна». Было испытано немало различных вариантов технологии и средств механизации для выемки этого пласта. И лишь спустя многие годы А.С. Сагинов и его последователи получили отличные результаты. Нагрузка на мехкомплексы в среднем и нижнем слоях достигла 3000 и более тонн в сутки. Так, идея трехслоевой выемки пласта «Верхняя Марианна» увенчалась блестящим успехом [10].
В повестке дня заседания бюро Карагандинского Горкома КП (б) К от 25 июля 1941 г. третьим пунктом в протоколе № 54 был обозначен вопрос «О работе тов. А. Сагинова». Была зачитана характеристика на А.С. Сагинова, представленная секретарем Карагандинского Горкома КП (б) К по кадрам товарища Кротиковой, где отмечалось: «Товарищ Сагинов А. 1915 года рождения, по национальности казах, социальное происхождение – крестьянин, социальное положение – служащий, член ЛКСМК, образование высшее. В 1939 г. окончил Днепропетровский горный институт (диплом с отличием). по окончании института в апреле 1939 года по путевке НКТП прибыл в город Караганда, с апреля по октябрь 1939 года работал в качестве начальника участка и помощника главного инженера шахты № 3 – бис, с октября 1939 года по настоящее время работает главным инженером шахты № 20 – бис. Товарищ А. Сагинов с работой справляется, энергичный, растущий специалист, на производстве дисциплинирован. Шахта за 2 квартал 1940 года план добычи угля улучшила, апрель – 107 %, май – 110 %, за июнь в среднем шахта выполняет 115 %. Товарищ А. Сагинов активный в общественной жизни, изучает краткий курс истории ВКП(б), активно выступает на собраниях с практическими мероприятиями, проводит смелые собрания с рабочими, имеет авторитет» [11]. После обсуждения вопроса о деятельности А. Сагинова секретарь Карагандинского Горкома КП (б) К товарищ Орлов зачитал решение членов заседания бюро Карагандинского Горкома КП (б) К о том, чтобы принять предложение треста «Карагандауголь» и ходатайствовать перед Обкомом КП (б) К об утверждении главным инженером шахты № 20 – бис товарища Сагинова Абылкаса [12].
В начале жизненного пути решающее влияние на формирование А.С. Сагинова как человека и ученого оказали его наставники Днепропетровского горного института. Особенно велика роль профессора Н.С. Полякова, доцентов Ф.А. Абрамова, Ф.А. Белаенко, Г.М. Тупицина – ведущих преподавателей спецдисциплин. Не менее важное место принадлежит доценту Б.С. Локшину, который руководил дипломным проектом.
Согласно приказу главного управления государственного горного надзора при Совете Министров СССР № 380-к от 18 октября 1948 года, за подписью заместителя начальника главного управления государственного горного надзора при Совете Министров СССР А. Федорова, А. Сагинов был назначен начальником Управления Карагандинского горного района, Управления Казахстанского горного округа в порядке перевода из Министерства угольной промышленности восточных районов [13]. Параллельно с активной производственной деятельностью А.С. Сагинов занимается решением актуальных научно-исследовательских задач, являясь с февраля 1947 г. аспирантом Института горного дела АН КазССР.
Процедура зачисления в заочную аспирантуру АН КазССР горного инженера А. Сагинова состоялась на заседании Президиума Академии наук Казахской ССР 10 февраля 1947 года под председательством Президента АН КазССР, академика К.И. Сатпаева. С докладом выступил вице-президент М.И. Горяев, который зачитал характеристику на начальника технического отдела треста «Молотовуголь» – комбината «Карагандауголь», горного инженера А. Сагинова и отметил наличие необходимых документов соискателя. Председатель – Президент АН Казахской ССР, академик К.И. Сатпаев огласил положительное решение о зачислении А. Сагинова в заочную аспирантуру, что было отражено в протоколе № 1 от 10.02.47 г. [14].
В 1951 году аспирант ИГД АН КазССР А.С. Сагинов защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук на тему: «Современное состояние методов разработки пологопадающих тонких и средней мощности пластов Карагандинского бассейна, их анализ и перспективы развития» в Институте горного дела АН КазССР. Решением совета Института металлургии и обогащения АН Казахской ССР от 19 апреля 1951 г. – протокол № 5 гражданину Сагинову Абылкасу была присуждена ученая степень кандидата технических наук. Диплом кандидата наук с регистрационным № 08587 был выдан в Москве 3 мая 1952 г. [15].
Результаты многолетних наблюдений, экспериментов, опытов А.С. Сагинова были обобщены в докторской диссертации на тему: «Исследование и совершенствование методов подземной разработки угольных пластов Карагандинского бассейна». В 1967 г. научное исследование было представлено к защите на ученом совете Московского горного института. Работа была высоко оценена и получила положительные отзывы крупных специалистов. Официальными оппонентами диссертанта являлись видные ученые: доктор технических наук, профессор А.В. Докукин, доктор технических наук, профессор М.Н. Гелескул, доктор технических наук, профессор Г.Е. Иванченко, отзыв ведущего предприятия был представлен Управлением угольной промышленности Казахской ССР.
Решением высшей аттестационной комиссии от 25 ноября 1967 г. (протокол № 51) А.С. Сагинову была присуждена ученая степень доктора технических наук [16]. 29 мая 1962 г. А.С. Сагинов был утвержден членом- корреспондентом Академии наук Казахской ССР, а 12 марта 1970 г. его избрали действительным членом АН КазССР.
За работы в области механики горного массива Постановлением ЦК КП Казахстана и Совета Министров Казахской ССР от 10 декабря 1974 года Государственная премия Казахской ССР была присуждена группе ученых: Ержанову Ж.С. – руководителю работы, академику АН Казахской ССР, академику-секретарю президиума АН Казахской ССР, Векслеру Ю.А., доктору технических наук, профессору кафедры разработки месторождений полезных ископаемых, академику АН Казахской ССР, ректору Карагандинского политехнического института Сагинову А.С. – за работу «Исследование ползучести и разрушения горных пород с целью расчета прочности и устойчивости подземных сооружений» [17].
Второй Государственной премии Казахской ССР академик А.С. Сагинов, как руководитель работы, совместно с докторами технических наук, профессорами А.Г. Лазуткиным, Д.Н. Ешуткиным и И.А. Янценым, был удостоены за «Разработку теории и создание гидравлических, горнодобывающих и строительных отраслей промышленности Казахской ССР» Постановлением Центрального комитета Компартии Казахстана и Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1987 г. [18].
Каждая эпоха трансформирует личность ученого по-своему. Наряду с творческими способностями, настойчивостью, трудолюбием существенное значение приобретает коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, адаптируемость в коллективе, способность сочетать личные интересы с задачами научного учреждения, понимания социального назначения науки. Ученый – субъект не только науки, но и своего времени, он испытывает воздействие общества, всей материальной и духовной культуры.
Академиком А.С. Сагиновым создана научная школа по технологии и комплексной механизации разработки месторождений полезных ископаемых, получившая широкое признание как за рубежом, так и в Союзе. Под научным руководством и при участии А.С. Сагинова в Карагандинском угольном бассейне впервые проводились комплексные экспериментальные работы и промышленные испытания по уступной и трехслоевой выемке мощного пологопадающего пласта «Верхняя Марианна», технологии выемки пластов с серосодержащими газами, физико-химическому упрочнению массива, выбору в проектах рациональных способов вскрытия шахтных полей. Академиком А.С. Сагиновым было подготовлено 11 докторов и более 50 кандидатов технических наук, он является лауреатом двух Государственных премий Казахской ССР.
Научное творчество – одно из проявлений человеческого сознания. Творчество складывается из работоспособности, удачи, знания, фантазии, абсолютного владения своим мастерством. Этот путь творческих исканий выбрал и академик Абылкас Сагинович Сагинов, всецело посвятив себя науке, производству, педагогике и служению Родине!