Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,399

1
1
2074 KB

Выявление развивающих сторон модернизации отечественного образования, в условиях современной социо-культурной реальности требует исследования технологической идентичности образования. Мы определяем технологию образования как целостный последовательный ряд элементов образовательной деятельности, направленный на достижение цели образования. К настоящему времени в системе образования сложился богатый культурный слой технологий образования. Технологический ряд движения образования в гуманистическом направлении содержит в себе этапы физического, социального, духовного, общекультурного и интеллектуального развития человека [3].

Современное общество осваивает возможности научного проектирования своего развития. Динамика осуществления таких проектов предполагает освоение технологических форм в образовании – технологизации образования. От того насколько будет осмыслена и отрефлексирована система технологического обеспечения образования зависит успех проектов социокультурного развития общества. К наиболее известным авторам современных отечественных педагогических технологий относятся П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина [1], Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанский, П.М. Эрдниев, И.П. Раченко, Л.Я. Зорина, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Д.Г. Левитес и др.; за рубежом: Дж. Керолл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, В. Коскарелли [8]. В XX веке образование перешло на научную основу. В XXI оно должно обеспечить себе технологический фундамент. Необходима технологическая идентификация образования, анализ и изучения конкретных технологий образования с целью выяснения их инновационного потенциала.

Для современного образования в спектре накопленных технологических разработок наиболее ценными становятся те, которые проявили себя как развивающие и раскрывающие сущность человека, его природу, проявляющие его талант, его одарённость [4]. Это означает, что процесс образования должен быть перенаправлен на процессы поддержки развития личности [2]. Оснащение образования личностно-ориентированными технологиями исторически и социо-культурно проявляет себя как необходимое условие его гуманистической сущности [1]. Согласование существующих образовательных технологий, используемых в инновационных образовательных проектах, позволит сохранить гуманистический императив образования [5]. Наиболее отвечающими личностно-развивающим целям современного образования утвердили себя технологии ОДИ, КМД и др. игровые технологии. Объект игровой образовательной деятельности становится её субъектом. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у субъекта исследовательское и творческое отношение к действительности и осознание себя в этой деятельности [6]. Технологии личностного развития характеризуются сознательной организацией рефлексии. Такие технологии позволяют сделать весь процесс образования рефлексивным.

Для современного образования остается жизненно необходимым условием: поддержать, сохранить и развивать категорию научности [9]. Научность образования предполагает научность содержания образования, охват программами образования всего спектра современных наук, а также – научность практики образования. Практика современного научного образования безусловно невозможна без технологического оснащение, осуществлению которого противодействует разрозненность существующих технологических моделей, их несогласованность и разобщенность [7].

Усиливая научную составляющую технологизации образовательной деятельности необходимо одновременно сохранять успешно освоенные личностно-ориентированные технологии, имитационное моделирование, разнообразные психологические механизмы игровой деятельности, которые опираются на социокультурные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении и самореализации.