Человек живёт и образуется в культурно-исторической среде. В материальном мире по законам природы и на основе вещественной природы индивид рождается, живет и развивается, составляя часть материальной реальности. Также, на основе определенных природных возможностей (материального, энергетического, идеального содержания) соответственно материальным свойствам индивидуума формируется его виртуальная, ментальная реальность, в которой воплощается ментально-рефлексивная жизнедеятельность индивида, освобожденная от ощущений, но эмоционально наполненная. Процесс образования человека называют гуманизацией, а содержание образования отдельного человека – его культурой [5]. Воспринимая интеллектуально свою ментальную реальность человек широко использует природную способность к рефлексии [1]. Виртуальный опыт индивида, накопленный в результате познавательной деятельности, со временем становится сопоставимым с материальным опытом жизни в вещественной среде. Он становится той личной виртуальной реальностью, которая сопровождает индивида в течение всей его жизни [2].
Ресурс современной культурно-исторической среды, содержащей результаты познавательной деятельности предыдущих поколений, трансформируется индивидом в собственную среду виртуальной реальности, [3]. по поводу виртуальности мы не можем отрицать её существование, так как постоянно с ней сталкиваемся. В то же время у нас нет достаточно оснований приписать ей объективное существование. Наиболее существенный аргумент в пользу объективности содержания виртуального – отсутствие четкого разделения объективного и субъективного плана в понимании и переживании. Человек воспринимает и переживает виртуальность не как порождение своего собственного ума, а как реальность. Здесь кроется также проблема разграничения физического и психического в человеке. Несмотря на то, что элементы виртуальной реальности существуют потенциально, этот потенциал накапливается индивидом и проявляет себя как его субъективный мир. В этом смысле субъективный внутренний мир человека – это его собственная виртуальная реальность.
Образование современного человека, его культура отличается усилением интерактивности субъективной виртуальной реальности [4]. Современный человек имеет дело не только с предметной действительностью как таковой, но и с мыслительными конструкциями, воображаемыми пространствами [6]. Стирается граница между вымышленными мирами и реальной действительностью, обнаруживая в природе человека их онтологическое единство. Раскрытие богатства структуры внутреннего мира человека предъявляет дополнительные требования к индивидуальной духовной работе индивида. Различного рода технические средства, фото- видео- лазерная светотехника, компьютерная графика, анимация – все информационные технологии, поставляющие материал для формирования виртуального пространства, могут быть взяты им на вооружение при осуществлении самообразования, рефлексивного построения своего духовного мира, своей индивидуальной культуры [7].