В современном обществе с его высокоразвитой информатикой, техникой, технологиями и наукой всё более проявляет себя проблема противоречия между интеллектуальным уровнем развития и уровнем нравственного сознания как общества так и отдельных индивидов [3]. Язык нравственности с течением времени обогащается и усложняется непосредственной связью с хаосом чувственных восприятий, накапливаются противоречия между отдельными нравственными установками [2]. на современном этапе появляется возможность использовать опережающую роль интеллектуального развития для определения основных целей нравственного развития таких, например, как «безопасность, благосостояние, свободное развитие всех людей» и выявления основных методов их достижения [9].
Представление об «интеллектуализации образования» на основе методологии интеллектуальных систем разработано в 1980-е годы [8]. Согласно И.С.Ладенко интеллектуализация не означает внесения интеллекта извне в обучающую интеллектуальную систему, а представляет собою раскрытие возможностей включенных в нее интеллектов, а именно, интеллектов обучаемых и обучающих. Одновременно с этим становится необходимым создание нравственных установок также соответствующих раскрытию природных, генетически заложенных в индивиде, предрасположенностей к нравственности. Интеллектуальные и нравственные предпосылки заложены в природе человека, что обеспечивают ему тот фундамент, на котором развивается, формируется и укрепляется нравственность. С развитием интеллекта возрастают возможности осмысленная общих и всеобщих нравственных целей человека [7].
Решение духовной проблемы этического выбора начинается в индивиде как субъективный творческий акт [2]. Дальнейшее развитие этических процессов связано с формированием общества, и одновременной его интеллектуализацией [6]. Процессы интеллектуализации и нравственного совершенствования общества не синхронизированы, но взаимообусловлены и мотивируют друг друга [4]. Противоречие этих сфер останавливает здоровое развитие социума [5].
«Подобно тому, как в отношении всего живого вообще все идеальным образом уже содержится в зародыше и порождается им самим, а не какой-либо чуждой силой» [1, с. 11], так и мышление движется к своему разворачиванию некоторым «зародышем познания», который «…для своего развития не нуждается ни в каком внешнем стимуле; его собственная, включающая в себя противоречие между простотой и различием и именно потому беспокойная природа побуждает его к самоосуществлению» [1, с. 12]. Она же устремляет его на поиск истины. То же относится и к поиску нравственной истины. Но в этом поиске участвует не только «зародыш познания», но и «зародыш нравственности», которые требуют согласованного развития.
Ситуация, в которой индивиду предоставляется этический выбор, а интеллектуализация общественной или образовательной системы понимается как раскрытие возможностей включенных в нее интеллектов, становится благоприятной для мотивации к познанию, саморазвитию личностей и развитию общества.