Целью нашего исследования стало изучение специфики взаимосвязей показателей свойств личности актеров в зависимости от их биологического пола. В качестве испытуемых выступили актеры театров, разделенные с учетом их пола на две равные выборки. Диагностическая процедура осуществлялась с помощью личностных опросников Р. Кеттелла (16 PF № 187) и Г. Айзенка (EPQ), опросников для выявления маскулинности-фемининности С. Бэм и потребности личности в достижении Ю.М. Орлова, методик для изучения системы жизненных смыслов В.Ю. Котлякова и направленности личности В. Смекала – М. Кучера. Полученные данные были обработаны с применением t-критерия Стьюдента, корреляционного и факторного анализа. В данной работе мы делаем краткий акцент на результатах корреляционного анализа по Пирсону. Всего в женской выборке выявлено 166 достоверно значимых взаимосвязей между исследуемыми показателями, в том числе 95 положительных и 71 отрицательная. В мужской выборке, соответственно – 110, 50 и 60 взаимосвязей. Можно предположить, что у актеров-мужчин на фоне менее развитых симптомокомплексов личностных свойств, имеют место более выраженные компенсаторные возможности. Т.е. они более гибко адаптируются к различным сферам окружающей действительности, чем их коллеги-женщины. Установлено также, что наибольшее количество корреляций (по 19) в выборке актрис имеют показатели коммуникативных и семейных жизненных смыслов, незначительно уступают им показатели потребности в достижении (18), альтруистических смыслов и смыслов самореализации (по 17). Соответственно, в мужской выборке наибольшее количество взаимосвязей имеет показатель потребности в достижении (10) и ему незначительно уступают показатели направленности на взаимодействие, альтруистических и статусных смыслов, смыслов самореализации (по 9), а также направленности на задачу, гедонистических и коммуникативных жизненных смыслов (по 8 корреляций). Очевидно, наиболее значимый структурирующий эффект на личность актрис оказывает потребность заботиться о членах своей семьи, жить ради нее, передавать все лучшее собственным детям, участвовать в судьбе родных и близких людей, а также открытость общению с другими людьми, способность переживать эмоции, связанные с этим общением, чувствовать свою нужность и причастность к жизни других людей. Соответственно, у актеров-мужчин в качестве главного системообразующего компонента личности выступает потребность в достижении цели, что придает их жизнедеятельности интерес и смысл, направление движения, позволяет максимально эффективно использовать навыки, проявлять способности и реализовывать планы. Людям с высоким уровнем мотивации достижения есть для чего жить. Обозначенные характеристики согласуются и с профессиональной деятельностью актеров театра. Также было установлено, что в исследуемых выборках общими являются 32 корреляции, в том числе 13 положительных и 19 отрицательных. Можно предположить, что в структуре личности актеров есть стабильный конструкт, который не зависит от их биологического пола. При этом, чем более данные испытуемые ориентированы на задачу, что отражает преобладание мотивов, порождаемых деятельностью, увлечение ее процессом, стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками, тем более у них выражены коммуникативные и статусные жизненные смыслы, что предполагает открытость общению и потребность строить карьеру, добиваться успеха и признания в глазах окружающих. Соответственно, чем выше потребность в достижении, тем менее актеры ориентированы на получение удовольствия от жизни, наслаждение разнообразными ощущениями, на пренебрежение собственной выгодой и т.п. Интересными, на наш взгляд, являются и такие взаимосвязи исследуемых показателей, которые в женской и мужской выборках отличаются только «знаком». Их наличие позволяет предположить, что чем более у испытуемых выражена маскулинность, тем более женщины социально активны, склонны к риску, завистливы, эгоцентричны и подозрительны, а мужчины – сдержанны, терпимы и свободны от зависти. Соответственно, чем более у респондентов выражена деловая направленность, тем менее женщины стремятся занять высокое положение в обществе и тем более мужчины стремятся к этому, добиваясь признания в глазах окружающих. Все остальные выявленные корреляции специфические.
Полученные данные и сформированный нами диагностический комплекс могут быть интересны практикующим психологам, руководителям театров и театральных студий, актерам и всем интересующимся проблемами личности, гендерной идентичности, профессиональной деятельности и т.п. во взаимосвязи с биологическим полом респондентов.