Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1
2064 KB

Работа представляет собой фрагмент исследования, посвященного семантико-стилистическим особенностям рубрики «Прямая речь» газеты «Новый вторник». Необычность ее в том, что под каждым высказыванием широко известных публичных людей, обрамленных кавычками, следует редакционный комментарий – незримый собеседник автора прямой речи. Вот он-то и привлек наше внимание. Во-первых, потому, что с таким приемом мы встретились впервые. Во-вторых, скудость включенных в них языковых единиц. В-третьих, все они благодаря удачной семантико-стилистической структуре при этой скудости представляют особый инструмент создания художественного подтекста при активном участии в этом процессе читателя с его размышлениями над содержанием прямой речи и комментарием.

Проблема подтекста давно привлекает внимание исследователей. Вместе с тем, за все это время у ученых не сложилось единой точки зрения на эту многовекторную проблему. Это объясняет различные научные толкования определения подтекста. Одни считают подтекст скрытой информацией, извлекаемой из содержания текста, которая, благодаря способности языковых средств, создает у читателя различные ассоциации. Другие называют подтекст тонким семантическим нюансом, не имеющим знаков в речи, но, однако, воспринимаемым читателем. При этом в художественном тексте подтекст органично наслаивается на прямое значение текста.

Проиллюстрируем это на примере «Прямой речи» известного режиссера и сценариста Александра Адабашьяна, помещенной в названной выше газете от 10 февраля 2015 г.: «Культурную деградацию мы наблюдаем уже сегодня во всей красе. Современные школьники порой не знают, с кем воевал Сталин – с Чингисханом, Мамаем или еще с кем-то». От «НВ»: Зато они знают, с кем спят «звезды» культуры.

Совершенно очевидна и без лингвистического анализа текста «Прямой речи», несмотря на нейтральную эмоционально-стилистическую окрашенность повествования, глубокая озабоченность мэтра кинематографии интеллектуальной деградацией современной учащейся молодежи. Смысловое содержание прямой речи – на поверхности.

Редакционный комментарий, состоящий всего из восьми слов, но имеющий богатейший семантический потенциал, создает подтекст, красноречиво подтверждающий процесс «культурной деградации» в динамике. на последнее указывает сочинительный союз зато, традиционно употребляющийся в функции возместительного противоположения.