До развития компьютерной техники вся информация, касающаяся учебного процесса, обрабатывалась вручную и хранилась на бумажных носителях. С развитием компьютерной техники и компьютеризацией учебных заведений появилась необходимость создания информационных систем, позволяющих решать вопросы обработки информации в учебной части.
Информационная система – комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенная для решения задач справочно-информационного обслуживания или информационного обеспечения пользователей информации. Эта система должна обеспечивать средства для протекания информационных процессов: хранения, передачи, преобразования информации.
Автоматизированные информационные системы – наиболее популярный класс информационных систем.
Управление учебным процессом является самым важным этапом и в свою очередь включает в себя три этапа:
1 этап: изучение объекта включает изучение базовой подготовленности и анализ потребностей;
2 этап: выработка стратегии заключается в поэтапном формировании умственной деятельности. Теория поэтапного формирования мыслительной деятельности представляет учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит к формированию новых навыков;
3 этап: контроль и обратная связь.
На первом этапе определяется уровень знаний, умений, навыков по профессии и что желает учащийся получить в процессе обучения, т. е. его потребности.
Второй этап управления учебным процессом заключается в выработке стратегии формирования умственной деятельности на основе отработки отдельных приемов и действий, которые в итоге должны привести к формированию профессиональных компетенций, а в дальнейшем ─ к конкурентной работоспособности.
Контроль ─ важное заключительное звено цикла управления. Контроль имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, организующую, развивающую. Задачи контроля состоят в проверке качества знаний, умений, степени понимания, обеспечение обратной связи
Обратная связь состоит в определении содержания, выработке диагностики качества усвоения, определении качества обратной связи, т.е. передачи информации между педагогом и учащимся. Обратная связь ускоряет процесс обучения, упорядочивает его организацию, делает более открытыми и понятными, более нравственными отношениями между участниками педагогического процесса [1].
Во многих учебных заведениях частично решены задачи достижения определенного уровня аппаратного и программного обеспечения, но главная задача руководителя учебного заведения – обеспечить эффективность данных средств для управления образовательным процессом остается актуальной [2].
ИТ-управление – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным процессом [2].
Объектом ИТ-управления учебным заведением является учебно-воспитательный процесс. Цели ИТ-управления выражаются в следующем:
– эффективное и планомерное использование материальных и нематериальных ресурсов учебного заведения и обучаемых;
– определение соответствия деятельности руководителей ОУ социально-экономическому и духовному развитию общества;
– высокая степень автоматизации учебного процесса, всесторонняя информационная поддержка деятельности учебного заведения;
– подготовка ИТ-компетентных руководителей образования и преподавателей;
– обучение, воспитание и развитие обучаемых как свободной, ответственной и творческой личности;
– формирование у готовящихся специалистов готовности к труду, активной жизненной позиции и научного мировоззрения;
– прививание обучаемым высокого уровня информационной культуры.
Для достижения этих целей ИТ-управление должно решать такие задачи:
– создать структуру необходимой информации, ее источников и результатов с позиции оптимальности, необходимости и достаточности;
– благодаря информатизации выработать количественные характеристики требуемых результатов работы, конкретизировав сроки достижения и затраты времени и ресурсов;
– определить методику непрерывного обновления основных показателей образовательного процесса, установить сроки и ответственных исполнителей;
– обеспечить высокую доступность и открытость оперативных показателей учебного процесса (посещаемость, успеваемость и др.);
– проводить анализ качества учебно-воспитательного процесса на основе интегративных показателей;
– повышать квалификацию исполнителей, оставляя за ними право на инициативу и творческую работу;
– предусмотреть правила учета и контроля деятельности субъектов учебного процесса;
– использовать специальные методы оптимизации и регуляционные механизмы управления учебным процессом.
Реализация модели образовательного процесса позволяет разработать комплексную интегрированную систему управления (ИСУ) учебного заведения [3]. Применение ИСУ позволило решить следующие задачи:
– автоматизация процессов управления учебным процессом (формирование расписания, распределение нагрузки и занятости аудиторий, формирование учебных планов);
– поддержка электронной формы документооборота, доступность всех нормативных документов;
– доступность и открытость результатов учебного процесса (электронные журналы и рейтинги учащихся и учителей);
– мониторинг качества образования (анализ и формирование отчетов по результатам обучения);
– хранение личных дел учащихся и учителей в электронном виде;
– наличие достаточного объема цифровых образовательных ресурсов;
– обеспечение коммуникации всех участников образовательного процесса, доступность всех информационных ресурсов внутри учебного заведения.
Структура информационных потоков и документооборота учебного процесса до автоматизации представлена на рис. 1.
Схема информационных потоков выглядит следующим образом:
– при поступлении абитуриент предоставляет приемной комиссии следующие данные: личные данные и специальность, на которую он планирует поступить;
– приемная комиссия производит зачисление абитуриентов и передает данные о поступивших студентах учебной части;
– учебная часть формирует списки академических групп и сохраняет их в виде файлов MS Excel;
– студенты передают учебной части дополнительные личные данные и данные о родителях или опекунах, которые также заносятся в файлы MS Excel;
– любое движение контингента учащихся также фиксируется учебной частью в файлах MS Excel, при этом администрация должна представить резолюцию о смене статуса учащимся;
– администрация может запросить у учебной части информацию о студентах, учебная часть производит поиск этой информации в таблицах и представляет администрации ответ.
Рис. 1. Структура информационных потоков и документооборота до автоматизации
Документооборот до автоматизации представлен следующими процессами:
– во время сессии преподаватели передают в учебную часть списки экзаменационных оценок, на основе которых формируются экзаменационные ведомости, и так далее.
– администрация представляет учебной части запрос на создание какого-либо отчета по количественному или качественному составу контингента учащихся, учебная часть отвечает на этот запрос на основе данных, хранящихся в файлах MS Excel.
Структура информационных потоков и документооборота после автоматизации представлена на рис. 2.
После автоматизации общая схема информационных потоков остается прежней. Различие состоит в том, что все полученные данные учебная часть вносит в базу данных автоматизированной информационной системы «Электронная учебная часть». Далее процесс обработки информации проходит автоматизировано: формирование академических групп, создание личных карточек студентов. При смене статуса студента происходит регистрация этой смены, а также автоматическая корректировка списков групп. Также система автоматизирует создание отчетов и ведомостей.
Таким образом, в ИСУ реализован полный цикл работы с главной составляющей учебного процесса – обучающийся. на базе внедренных компонентов проводится анализ и мониторинг успеваемости студентов, оценка качества работы ППС, динамические изменения в расписании. Каждому руководителю учебного заведения необходимы подобные инструменты для совершенствования управления и улучшения образовательного процесса.
Среди инновационных преимуществ данной системы так же можно добавить интерактивный поиск расписания через Интернет, в том числе с сотовых телефонов через мобильный Интернет . Данная услуга востребована студентами и преподавателями, т.к. расписание часто изменяется.
Кроме того, в учебных заведениях республики должны быть установлены сенсорный монитор. С помощью него студенты, преподаватели, а также посетителей учебного заведения могут оперативно получать информацию. Столь демократичное средство активно используется учащимися и гораздо более популярно, чем бумажная версия [4].
Рис. 2. Структура информационных потоков и документооборота после автоматизации
Сенсорный монитор решает ряд задач:
– в системе представлена подробная и развернутая информация об учебном заведении;
– через сенсорный киоск демонстрируется расписание занятий. Система полностью заменяет традиционные бумажные расписания и позволяет осуществлять все изменения очень оперативно через удаленное сетевое подключение;
– представлен каталог факультетов и их описание;
– происходит оперативное информирование учащихся о любых событиях и мероприятиях, проходящих в учебном заведении;
– студенты могут получить справку по графику зачетов и экзаменов;
– информация для абитуриентов представлена в отдельном разделе, где они могут посмотреть список документов для приема в учебное заведение, ознакомится с расписанием приемных экзаменов, и посмотреть результаты этих экзаменов;
– реализуется обратная связь: пользователи системы могут оставлять свои сообщения руководству учебного заведения и получать на них ответы, а так же знакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы.
Преимущества Гид учащегося:
– удобная и оперативная возможность доступа к необходимым сведениям для абитуриентов, студентов и преподавателей;
– удаленное оперативное управление системой и обновление информации;
– повышение информированности учащихся;
– удобное и интуитивно понятное предоставление необходимой информации;
– более рациональное использование кадровых ресурсов за счет привлечения неутомимых и терпеливых электронных консультантов;
– внедрение информационных технологий существенно повысит престиж учебного заведения, а также является важной составляющей учреждения.
В настоящее время совершенно недостаточно исследований, направленных на построение модели личности обучаемого и процесса обучения в виде, позволяющем разрабатывать спецификации функций автоматизированных систем с уровнем искусственного интеллекта, достаточным для качественного решения задачи обучения личности. Отсутствие адекватных моделей не позволяет исследовать и вопросы полноты набора интеллектуальных функций, выполняемых этими системами. Более того, по этой же причине открытым является вопрос о свойствах языка, с которой разработки средств интеллектуализации автоматизированных систем.