Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2 1 2
1
2
2513 KB

В статье излагаются перспективные направления развития кафедры в педагогическом вузе:

– развитие международного сотрудничества и экспорт образовательных услуг;

– международная интеграция национальных и образовательных стандартов;

– содействие инновационным процессам и т.д.

Ключевые слова: кафедра химии, педагогическое образование студент, инновационные процессы,

Перспективными направлениями стратегической деятельности кафедры химии в педагогическом ВУЗе в современных условиях нами приняты:

– участие в разработке и реализации стратегии развития ВУЗа в единстве с отечественной и региональной высшей и средней школой, т.е. развитие системы непрерывного химического образования;

– опережающая разработка и научно-методическое сопровождение современного содержания и технологий высшего и послевузовского профессионального химического образования по профилям факультета в целях обеспечения качества подготовки кадров, соответствующего лучшим мировым стандартам;

– развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития химии, а также внедрение их результатов в образовательную деятельность, технику, технологию и экономику в целом;

– реализация в практической деятельности концепции педагогического образования университетского типа, основанной на интеграции химической науки, инноваций и образовательной практики, повышенном внимании к воспитанию гармонично развитого, социально активного, патриотически настроенного педагога и ученого нового поколения;

– подготовка специалистов-педагогов и ученых-исследователей по широкому спектру востребованных рынком труда образовательных программ высшего и послевузовского профессионального и педагогического химического образования, позволяющих реализовать концепцию системы непрерывного образования;

– многостороннее взаимодействие с образовательными и научными учреждениями, рынком труда, профессиональными сообществами, общественными организациями и объединениями работодателей, органами управления образования, средствами массовой информации, всеми заинтересованными в развитии образования лицами;

– развитие международного научного сотрудничества и экспорт образовательных услуг, соответственно и создание конкурентных преимуществ за счет повышения научного и модернизационного потенциала кафедры химии, факультета и университета;

– развитие инновационной активности и творческой инициативы научно-педагогических кадров, сотрудников и обучающихся (бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов);

– обеспечение высокого интеллектуального, образовательного, научного, культурного и экономического вклада кафедры химии в развитие факультета, университета и их социальных партнеров;

– реализация модели единого учебно-научно-образовательного комплекса развития химического образования, как системы ориентированной на интеграцию в мировое образовательное пространство и системную реализацию принципов Болонской декларации;

– в деятельности кафедры химии осуществлять полный переход на уровневое образование, включая открытие новых направлений и специальностей, развитие образовательных программ, востребованных обществом, корпоративными и индивидуальными потребителями образовательных и научных услуг;

– содействие инновационным процессам и структурным преобразованиям, связанным с внедрением этих принципов;

– в этой связи ускоренное развитие образовательной и научной деятельности в области реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования по непедагогическим направлениям;

-осуществление последовательной модуляризации учебных планов (прежде всего -магистратуры), реализация системы зачетных единиц и внедрение апробированной модели балльно-рейтингового оценивания академических успехов студентов;

-использование педагогических инноваций и самых современных информационных технологий, привлечение средств дистантных обучения, чтение лекций для студентов ведущими специалистами с использованием Интернет – технологий, постоянное обновление виртуальных кампусов, прием зачетов и экзаменов с применением дистантных и тестовых систем;

-повышение качества образования, получаемого на кафедре, на основе кооперации с региональным, российским и международным академическими сообществами через развитие образовательных программ и научных проектов, сопоставимых с международными стандартами;

– завершение работы по компьютеризации и автоматизации процесса оценки знаний студентов;

– обеспечение максимально тесной связи учебного процесса с рынком труда, формирование системы постоянной обратной связи с потребителями образовательных услуг (с выпускниками и их работодателями);

– участие в реализации партнерских договоров с зарубежными университетами;

– совершенствование методов работы по привлечению абитуриентов в условиях осложняющейся демографической ситуации и все возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг;

– совершенствование системы взаимоотношений с базовыми школами и развитие их сети в районных образовательных школах для повышения эффективности профориентационной работы с потенциальными абитуриентами;

-обеспечение соответствия материально-технической базы требованиям ФГОС ВПО, в том числе современное учебное и научное оборудование, развитие педагогических творческих мастерских и лабораторий.

В научно-исследовательской работе важны следующие направления развития:

– проведение комплексных исследований в области химических наук;

– интеграция результатов научных исследований в образовательную деятельность;

– научно-методическое обеспечение совершенствования структуры, содержания и технологий научной и образовательной деятельности на всех уровнях;

– подготовка научных и научно-педагогических кадров в рамках основных научных специальностей в аспирантуре и докторантуре, в том числе подготовка и защита докторских диссертаций сотрудниками кафедры;

– функционирование диссертационного совета по химическим наукам;

– участие, подготовка и проведение научных мероприятий (конференции, научные семинары, семинары-совещания, научные чтения, студенческие научные кружки, проблемные группы, форумы и т.п.) различных уровней, как среды общения, обмена и изучения состояния и проблем науки;

– внедрение в практику научных достижений кафедры.

Особая роль отводится и информационной деятельности, в частности:

– создание информационно-образовательной среды, охватывающей все стороны жизни и деятельности кафедры, факультета и университета, в том числе необходима разработка учебного, внеучебного, контрольно-измерительного, научно-методического и организационно-управленческого компонентов его, а также компонента по работе с выпускниками университета;

– оборудование на Интернет-класса, в лаборатории методики обучения химии, т.е. школьного типового кабинета химии с современным оборудованием и учебно-методическими материалами.

Проблемными аспектами социальной политики и воспитательной работы ученых-педагогов и кафедры являются нижеперечисленные направления деятельности, принятые нами за основу.

Эффективность социальной политики и воспитательной работы факультета обусловлена не только правовыми гарантиями и материальными ресурсами государства и университета, но и надёжным, системным, оперативным научно-информационным обеспечением процессов управления социальной сферой на всех уровнях её функционирования – федеральном, региональном, муниципальном, вузовском, факультетском и кафедральном. Последнее достигается за счёт широкого внедрения в практику управления социальными процессами современных систем и технологий сбора, анализа, диагностики и прогнозирования развития ситуации, принятия на этой основе эффективных управленческих решений.

Требованиям такого анализа в полной мере отвечает социологический мониторинг социальной сферы как метод познания социальных процессов в их статистике и динамике. Будучи действенным инструментом социальной диагностики и прогнозирования функционирующей социальной сферы, он позволяет в заданных пространственных границах и временных интервалах регулярно получать оперативную управленческую информацию. Несомненное преимущество мониторинга, в сравнении с разовыми исследованиями, заключается в его способности систематически наращивать и интегрировать необходимые данные по широкому кругу стандартных социальных показателей и создавать на этой основе постоянно обновляющиеся информационные банки.

Социологический анализ конкретных научно-образовательных, воспитательных и социально-экономических ситуаций, складывающихся в тот или иной момент времени, является одной из важных функций мониторинга на уровне факультета. Без регулярного осуществления этой функции становятся невозможными не только наращивание основной информационной базы данных, но и подготовка актуальных управленческих решений.

В этой связи необходимо адаптация имеющихся и разработка оригинальных компьютерных программ, применяемых в мониторинге, обеспечивают достаточно полную и адекватную обработку, анализ, хранение получаемой эмпирической информации в приемлемых для пользователя формах (табличные разработки, графические отображения).

Основное условие эффективности этой деятельности это обеспечение строгого соблюдения всеми исполнителями требований методических рекомендаций и контроль за полнотой и качеством сбора информации достоверность результатов мониторинга, несмотря на относительно небольшую по численности выборочную совокупность.

На кафедре и факультете необходимо наладить систему принятия управленческих решений на основе проведения социологических мониторингов, организованных соответствующей службой университета, что позволить обоснованно выработать многие социальные программы и проекты.

Социологические мониторинги позволят собрать и систематизировать информацию для принятия управленческих решений, адекватных социальной ситуации и наиболее эффективных применительно к региону, а ее роли и места в России и на международном уровне.

В результате реализации этих мероприятий кафедра в составе педагогического университета должна стать центром учебно-научно – методической деятельности, где на протяжении всего учебного года, должна вестись систематическая работа по повышению профессионального уровня научно-педагогического мастерства не только педагогов, ученых и студентов, но и выпускников, а также широкого обобщения и распространения опыта педагогов-ученых, которые активно внедряют в практику инновации.