Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1, 2 1, 2 1, 2
1
2
2509 KB

О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен. Об том писали ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие. В частности, в Древнем Китае, при иглоукалывании определённых точек тела учитывали суточную ритмику чувствительности тех или иных органов в зависимости от циркуляции жизненной энергии. Наука, изучающая периодические процессы, протекающие у живых организмов во времени называется хронобиология [1]. Основателем хронобиологии принято считать немецкого врача Христофора Гуфеланда, который в 1797 году обратил внимание коллег на то, что каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека.

Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале XX века, в том числе российскими учеными И.П. Павловым, В.В. Вернадским, А.Л. Чижевским и другими. Изучение биологических ритмов имеет важное практическое значение для медицины, так как реакция человека на лечебно-профилактические процедуры, а также на действие препаратов может отличаться в зависимости от того, на какой период они приходятся. Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам [2]. Но до последнего времени природа и свойства биологических ритмов не выяснены, хотя понятно, что они имеют в процессах жизнедеятельности живых организмов очень большое значение.

Цель исследовательской работы – определить индивидуальные биологические ритмы школьника в исследуемый период времени и изучить их влияние на жизнедеятельность человека.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

– изучить виды и фазы существующих биоритмов человека;

– определить биоритмы для индивидуального человека в исследуемый период времени;

– дать рекомендации как повысить эффективность деятельности человека, совместив биоритмы с образом жизни.

Для расчета физического, эмоционального и интеллектуального биоритма использовали стандартную методику расчета биоритмов [1] и программы на ЭВМ. Расчет биологических ритмов проводили для ученика 2 «А» класса МБОУ СОШ №99, Пугачева Ярослава 05.12.2005 года рождения на период с 15.03.2014 по 15.04.2014 года. Анализ полученных данных и соответствующие практические рекомендации осуществляли для даты – 22 марта 2014 года. Анализ полученных данных показал, что:

– физическое состояние составляет (– 40 %) – спад физической активность, уменьшение выносливости;

– эмоциональное состояние составляет 43 % – хорошее настроение, радость любой мелочи, легкость в общении;

– интеллектуальное состояние составляет (– 95 %) – снижение концентрации, интеллектуальных способностей, повышение утомляемости.

Исходя из вышеизложенного, на дату 22 марта 2014 года можно дать следующие рекомендации – не начинать серьезную работу, которая требует много умственных и эмоциональных сил. Следует отметить, что в исследуемый период наблюдаются критические дни – 15 марта, 3 апреля, 12 апреля – когда один из биоритмов равен нулю, и «двойные» критические дни – 20 марта, 1 апреля – когда несколько биоритмов равны нулю, в которые необходимо быть особенно осторожным в выборе деятельности.

Таким образом, рассчитав свои физический, эмоциональный и интеллектуальный биоритмы, ученик может рационально организовать режим работы, поддерживать стабильное эмоциональное состояние, физическую активность, что сохраняет и продлевает здоровье всего организма.