Актуальность. Особенностям строения периферического отдел нервной системы на макро-и микроскопическом уровне посвящено не малое количество работ российских и иностранных авторов, но до сих пор, остается ряд нерешенных вопросов, касающихся морфогенеза проводниковых и стромальных структур периферических нервов в разные возрастные периоды [1,2]. Особый интерес представляют периферические нервы плечевого сплетения, так как в 70 % случаев они повреждаются при различных травмах верхних конечностей, повышенное количество которых, связано с ростом дорожно-транспортных происшествий, ускорением темпов жизни, наличием военных действий [4,6]. Последствия таких повреждений периферических нервных стволов верхних конечностей у более 60 % больных, c преимущественным преобладанием среди лиц детского и молодого трудоспособного возраста, вызывает стойкую потерю трудоспособности, что обуславливает социально-экономическую значимость проблемы [3,5,7].
Таким образом, отсутствие в доступной литературе достаточного количества сведений о закономерностях внутри- и внествольных морфометрических изменений нервов плечевого сплетения в разные возрастные периоды, послужило определению цели нашей работы.
Цель исследования. Изучить особенности строения некоторых периферических нервов плечевого сплетения в области средней трети плеча в разные возрастные периоды.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили периферические нервы плечевого сплетения, иннервирующие мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели, в области средней трети плечевой кости котов. Все исследуемые животные, перед введением в эксперимент находились на двухнедельном карантине в экспериментально-биологической клинике (виварий) КГМУ. Обращение с животными, их содержание и умерщвление проводилось в соответствии с конвенцией «О защите позвоночных животных, используемых для экспериментов или в иных целях», принятой Советом Европы (Страсбург, 1986г.). Исследуемые животные были распределены на две группы: 10 особей мужского пола в возрасте один месяц и 10 особей в возрасте один год. Сосудисто-нервные пучки с окружающими мышцами иссекали в области средней трети плеча на передней и задней поверхности левой и правой конечности и фиксировали в 10 % растворе нейтрального формалина на протяжении 10 суток. Из полученных 80-ти органокомплексов изготавливали поперечные гистологические срезы, толщиной 10-12 мкм, окрашивали гематоксилином и эозином, по Маллори и по методу Вейгерта- Паля. На поперечных срезах сосудисто-нервных пучков, подсчитывали количество нервных пучков, площадь их поперечного сечения, соотношение разных типов клеток в соединительной ткани. Измеряли площадь поперечного сечения окружающей соединительной ткани; толщину периневрия, эндоневрия, миелиновой оболочки; подсчитывали количество миелиновых и безмиелиновых нервных волокон в нервных пучках. Полученные данные, обрабатывали вариационно-статистическими методами. Для всех, ранее названных, параметров определяли минимальное и максимальное значения, среднюю арифметическую, ошибку средней арифметической. Достоверность различий определяли с помощью непараметрического критерия Вилкоксона-Манна-Уитни. При этом различия считали достоверными при 95 %-м пороге вероятности (Р≤0,05). Все вычисления выполнялись с помощью аналитического пакета приложения Excel Office 2010, лицензией на право использования которой, обладает КГМУ.
Результаты исследования и их обсуждение. При проведении сравнительного анализа морфологических структур нервных стволов плечевого сплетения в области средней трети плеча было выявлено, что сосудисто-нервный пучок нервов, иннервирующих мышцы-сгибатели имел форму близкую к треугольной и был образован крупными магистральными сосудами и 4-мя крупными первичными нервными пучками. Нервные пучки находились на значительном расстоянии друг от друга и были разделены рыхлой волокнистой соединительной тканью эпиневрия. В эпиневрии между волокон располагаются клетки фибробластического ряда, единичные лимфоциты, лаброциты и гистиоциты, сгруппированные адипоциты и сосуды меньшего диаметра артериального и венозного русла, отдельные нервные стволики. В эпиневрии молодых особей в большом количестве присутствует бурая жировая ткань, между долек которой располагается значительное количество мелких кровеносных сосудов, преимущественно артериального русла. Каждый первичный пучок на передней поверхности правой конечности был образован двумя или тремя вторичными пучками, покрытых собственным фасциальным футляром, толщина которого достоверно больше (р≤0,5) на правой конечности. Площадь поперечного сечения вторичных пучков нервов, иннервирующих мышцы-сгибатели, составила справа 250±12,3 мкм2, слева 340±20,3 мкм2. В соединительной ткани между вторичными пучками располагались мелкие кровеносные сосуды и нервные волокна. Каждый вторичный пучок был покрыт собственным периневрием, толщина которого была достоверно (р≤0,05) у зрелых особей. Широкая периневральная манжета имела четкое подразделение на 2 слоя: внутренний или клеточный был образован клетками вытянутой, палочковидной формы, наружный или волокнистый содержал компактно расположенные оксифильные зрелые коллагеновые волокна. Вторичные нервные пучки, в преимущественном большинстве (более 80 %), содержали миелиновые волокна большого диаметра, толщина миелина в которых, на правой конечности составила – 2,3±0,47 мкм, на левой – 1,9±0,57 мкм. Интересно отметить, что у особей в возрасте одного месяца в поперечных срезах нервных пучков около 30 % занимали безмякотные нервные волокна, диаметр которых составил слева – 4,40±0,92 мкм, справа – 4,05±0,93 мкм. Между нервными волокнами расположены прослойки рыхлой волокнистой соединительной ткани эндоневрия, толщина которого достоверно меньше у молодых особей, чем у зрелых и составила слева – 1,21±0,29 мкм, справа – 1,39±0,37 мкм.
В возрасте одного года сосудисто-нервный пучок периферического нерва, иннервирующего мышцы-разгибатели, на поперечном разрезе имеет овальную форму. Нервный ствол образован 10-12 вторичными нервными пучками на правой конечности и 13-15 на левой конечности. Площадь их поперечного сечения составила справа – 185±9,23 мкм2, слева – 174±11,08 мкм2. У молодых особей количество вторичных пучков было в 1,3 раза больше, при этом площадь поперечного сечения была достоверно меньше в 2-2,5 раза, чем у зрелых особей. Первичный пучок покрыт периневрием с хорошо выраженной послойностью. Волокна наружного слоя периневрия первичного пучка вплетаются в стропные соединительнотканные элементы, расположенные по всему периметру нервного ствола, которые плавно переходят в волокна эпимизия. Пространство между стропами заполнено преимущественно белой жировой тканью и содержит мелкие кровеносные сосуды, преимущественно артериального русла. Каждый вторичный пучок покрыт собственным периневрием, толщина которого справа – 2,8 ±0,59 мкм, слева – 2,5±0,65 мкм. нервные пучки у возрасте года образованы преимущественно мякотными нервными волокнами, толщина миелина и диаметр аксона в которых достоверно (р≤0,05) больше, чем у животных в возрасте месяца. Прослойки эндоневрия, так же как, и толщина вторичного эпиневрия, расположенного между вторичными пучками в нерве, очень тонкие и составили 2,1±0,05 мкм на обеих конечностях.
Заключение. В результате проведенного нами исследования было выявлено, что степень развития соединительнотканного компонента периферических нервов в области средней трети плеча, а именно- площадь поперечного сечения эпиневрия, толщина периневрия и эндоневрия, степень развития параневральных соединительнотканных структур, достоверно (р≤0,05) больше у половозрелых животных. Параневральные структуры в раннем возрасте выражены не достаточно хорошо, при этом максимального развития достигают в зрелом возрасте. Количество вторичных нервных пучков достоверно больше у молодых особей, при этом площадь их поперечного сечения значительно меньше, чем у взрослых особей. Нервные пучки вначале содержат значительное количество безмиелиновых нервных волокон, затем к половозрелому возрасту в поперечных срезах нервных пучков начинают преобладать миелиновые нервные волокна среднего и большого диаметров. Такая возрастная особенность миелогенеза вкладывается в рамки общих закономерностей становления в онтогенезе миелоархитектоники периферических нервов.
Таким образом, полученные морфометрические параметры периферических нервов передней и задней поверхности плеча в области средней трети, могут быть использованы при составлении нормативных таблиц для различных возрастных периодов, а так же при секционном и гистологическом исследовании. При проведении оперативных вмешательств на нервных стволах следует учитывать полученные морфометрические особенности их компонентов и индивидуализировать микрохирургические приемы.