Развитие новых информационных и коммуникационных технологий изменяет характер приобретения, распространения знаний и контроля учебной деятельности студентов на расстоянии. Осуществление оперативного контроля учебной деятельности студентов вуза является до сих пор одной из главных проблем дистанционного обучения. При проведении различного рода тестов, экзаменов и зачетов в условиях, когда обучающиеся и преподаватели не видят друг друга, очень часто возникают ситуации, не связанные напрямую с добросовестностью и оперативностью самого обучающегося. Например, проблемы с выполнением заданий контрольных работ из-за плохой работы линии связи, плохой работой компьютеров в запланированный экзаменационный период. Эти проблемы существовали и будут существовать еще достаточно долго, до тех пор, пока техническая база организации (дистанционного обучения) ДО на базе телекоммуникаций (при всех ее неоспоримых преимуществах) не станет совершенной.
За последние два десятка лет организации, работающие в области дистанционного обучения, проводили многочисленные исследования по организации контроля учебной деятельности студентов. В результате были разработаны такие популярные сейчас методы организации контроля, как
• компьютерное тестирование (телетестинг);
• метод рейтинговых оценок;
• проектно-коммуникативные методы.
В настоящее время подавляющее большинство дистанционных курсов, проводящихся на базе телекоммуникационной сети Интернет, включает обязательное тестирование студентов ВУЗа в качестве контроля их учебной деятельности. Тестирование может быть массовым, охватывать большое количество студентов одновременно. При этом сразу же возникает проблема оперативной автоматической обработки большого количества тестов, которая может быть решена при использовании современных компьютерных технологий и телекоммуникаций. Появилось даже новое понятие – телетестинг (от англ. teletesting), обозначающее новую информационную технологию, обеспечивающую быстрое и широкое распространение различных тестов при помощи современных средств дистанционной передачи данных [1].
В случае использования компьютерных телекоммуникаций как базовой технологии, телетестирование организовано посредством распределения функций между локальным компьютером пользователя (клиентом) и центральным компьютером учебного центра (сервером). При этом на сервере действует специальная программа, содержащая большое количество разнообразных тестов, которые передаются клиенту в зависимости от способа его подключения к сети.
При наличии возможности соединения клиента с сервером в синхронном режиме студент выполняет тесты в режиме реального времени. При этом результаты тестирования выдаются с большой скоростью. При соединении в асинхронном режиме клиент получает вопросы теста от сервера, отвечает на них и отсылает по электронной почте на сервер, на что уходит некоторое количество времени. В этом случае возникает проблема обеспечения достоверности результатов тестирования и получения доброкачественной информации о реальных знаниях студентов, с которыми преподаватель не имеет непосредственного очного контакта.
Для защиты данных тестирования от фальсификаций могут быть предусмотрены следующие действия.
Защита на техническом уровне – использование различных шифров и кодировок для защиты самих тестов от несанкционированного доступа, запуск программ тестирования строго по паролям.
Защита на организационном уровне – создание сети региональных (городских, районных и т. п.) центров тестирования, имеющих официальную лицензию на проведение тестирования слушателей в регионах, обеспечивающих организованное прохождение тестирования под наблюдением методистов-преподавателей и технических консультантов.
Защита на психологическом уровне – жесткое ограничение времени на ответ, постоянное случайное перемешивание вариантов ответов и заданий из обширного банка.
Защита на статистическом уровне – степень правдоподобия полученных протоколов оценивается с помощью специальных алгоритмов многомерного анализа данных, позволяющих обнаружить подлог, особенно в случае систематического и массового подлога.
Очень сложным вопросом является не только организация тестирования, формулировка вопросов и ответов, но и само тестирование, подсчет результатов. При оценивании ответов слушателей привычными ступенями «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» не удается добиться объективности и достоверности. Ведь разные преподаватели в разных ВУЗах один и тот же ответ могут оценить совершенно по-разному. В этом случае принято использовать методику рейтинговых оценок, при которой зачетный итоговый балл формируется чисто статистически и привносит элемент соревновательности, сравнения с уровнем подготовки студента.
Уже несколько лет существует Международный тестологический стандарт для проведения тестирования. Этот стандарт ориентирует на то, что при определении проходного балла при телетестинге важным становится не количество выполненных заданий, а процент испытуемых, набравших определенный тестовый балл. Процент заданий не говорит ни о чем, так как средняя трудность задания может варьировать от теста к тесту, а реальная трудность выражается только через процент испытуемых из репрезентативной (многочисленной) выборки, которые справились с данным заданием.
При подготовке компьютерных тестов используется, как правило, традиционная форма представления вопросов и ответов: студенту предлагается чётко сформулированный вопрос, после которого идут пять вариантов ответа. Студент должен указать верный ответ. Разновидностью подобных вопросов может быть указание неверного варианта ответа.
Проектно-коммуникативные методы оценки знаний и умений студентов при дистанционном обучении дают возможность преподавателям лучше узнать обучаемых, детально проверить уровень их подготовки. Эти методы во многом субъективны, основаны на прямом личном контакте всех участников ДО – преподавателей, студентов, кураторов учебных групп. Именно в силу своей субъективности данная форма контроля практически не поддается автоматизации, и при проведении дистанционного обучения один преподаватель (куратор) учебной группы не может за один цикл обучения дать регулярную оценку работы более чем 20 студентам. Среди многообразия методов оценки подготовки студентов выделим:
– написание реферата по заданной теме (индивидуально, в паре с другим студентом или в составе группы, работающей по одному проекту);
– референтную оценку работы другого студента, изучающего ту же тему;
– личное интервью с преподавателем (в синхронном или асинхронном режиме);
– оценку работы студента «равными по положению», т. е. другими студентами, работающими в одной учебной группе;
– самооценку работы студента [2].
Все перечисленные методы организации контроля учебной деятельности очень хорошо реализуются в условиях телекоммуникационной сети. Причем не только с помощью наиболее современных синхронных видеотелеконференций, проходящих в режиме реального времени и требующих немалых материальных затрат на свою организацию, но и с помощью ставших уже привычными всем электронной почты и системы асинхронных телеконференций.
Для проведения оперативного промежуточного контроля при дистанционном обучении также очень удобно использовать разнообразные анкеты, рассылаемые студентам в определенные сроки по электронной почте.
Анкета, наряду с тестами, является одним из самых распространенных средств тестирования студентов. В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета является достаточно гибким инструментом, поскольку вопросы можно задавать множеством различных способов. Анкета требует тщательной разработки, апробирования и устранения недостатков до начала ее широкого использования. В ходе подготовки анкет отбирают вопросы, которые необходимо задать, выбирают формы этих вопросов, их формулировки и последовательность. Главное правило при этом: не задавать лишних вопросов, поскольку необходимо экономить время работы студента [3].
Форма вопроса может повлиять на ответ. Бывает два типа вопросов – закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Данные, полученные с помощью закрытых вопросов, гораздо легче подвергнуть систематизации, интерпретации и автоматически свести в таблицы, что очень существенно при организации массового дистанционного обучения.
При формулировке вопросов следует использовать простые, недвусмысленные слова, которые не влияют на направленность ответов. Особого внимания требует и установление последовательности вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы необходимо задавать в конце интервью, пока студент не успел замкнуться в себе. Вопросы должны следовать в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие студентов на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для студентов.
В заключение отметим, что уровень организации контроля учебной деятельности студентов при дистанционном обучении зависит не столько от технической базы, сколько от правильно выбранной методики проведения контроля и грамотно сформулированных контрольных вопросов, включенных в тесты, зачеты. Надо помнить, что еще задолго до проведения любых контрольных мероприятий, необходимым действием становится определение критериев оценивания знаний и умений студентов, а также составление плана проведения тестов, зачетных работ и анкетирования.