Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1
2428 KB

Одним из перспективных направлений модернизации образования сегодня является разработка идей компетентностного подхода в обучении. Меняется сама конечная цель обучения: мало знать, надо уметь применять теоретические знания для решения конкретных задач. И как бы ни были важны знания практической работы, перед врачом-стоматологом были и остаются задачи общения с пациентом, психологического контакта, умения найти решение межличностного контакта.

Коммуникативная компетентность в деятельности врача-стоматолога играет особую роль в силу того, что контакт «врач – пациент» изобилует множеством проблемных ситуаций.

Навыки эффективной межличностной коммуникации приобретаются студентами-стоматологами ещё на младших курсах. Знание закономерностей коммуникативного процесса и приобретение базовых коммуникаций способствует психологической коррекции личности будущего стоматолога. Развитие навыков профессионального общения в ситуациях «врач-пациент», осуществляется на старших курсах, когда студенты приступают к изучению профильных дисциплин. Во время обучения в интернатуре врачи-интерны-стоматологи приобретают специализированные коммуникативные навыки. Именно на этом этапе все сформированные ранее навыки должны приобрести устойчивый характер.

На наш взгляд основополагающее значение в формировании коммуникативных навыков на практических занятиях имеют такие образовательные технологии как ролевые учебные игры, анализ клинической ситуации, решение ситуационных задач, посещение врачебных конференций прямое наблюдение за коммуникативными навыками студента, наблюдение за работой преподавателя.

Самая правильная технология игр на старших курсах в реальную клинику, где каждый студент имеет возможность играть в руководителя клиники, врача, ассистента, администратора и т.д. Принцип совместной деятельности предусматривает вовлечение нескольких участников (студенты одной или нескольких групп), при этом моделируется характерные виды профессионального взаимодействия: стоматолог хирург, стоматолог ортопед, врач-рентгенолог, врач – лаборант, зубной техник, должностное лицо – заведующий стоматологическим отделением.

Неоценимую роль играет производственная практика. Использование в обучении фантомов хоть и эффективно, но не может полностью заменить всего разнообразия ситуаций, встречающихся в клинике. Кроме того, работа с пациентами даже в роли помощника врача стоматолога формирует у студентов не только готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональных компетенций, но и способность научно анализировать медицинские и социально-значимые проблемы, готовность к логическому анализу различного рода рассуждений, владение навыками коммуникативности, аргументации, ведения полемики и дискуссии.

Весьма перспективным в этом вопросе видится проведение психологических тренингов. Это будет служить своего рода толчком к развитию и формированию коммуникативных навыков у студентов-стоматологов, за счет рефлексивного использования получаемой участниками группы информации о себе, поскольку именно на тренингах моделируются конкретные значимые ситуации общения, управления, проводится анализ реального поведения участников. Обсуждение результатов тренинга позволяет участникам получить оперативную обратную связь – информацию для лучшего понимания себя и других людей.