Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1
1
2470 KB

Современные тенденции образования предполагают использование симуляционной техники, позволяющей достичь максимальной степени реализма. Обучающиеся, освоившие практические навыки при помощи фантомов, манекенов, тренажеров и симуляторов, значительно быстрее и увереннее переходят к настоящим вмешательствам, а их дальнейшие реальные результаты становятся более профессиональными. Также при использовании симуляционных технологий происходит снижение числа ошибок при выполнении манипуляций, уменьшение осложнений и повышение качества стоматологической помощи населению в целом.

Новейшие виртуальные стоматологические симуляторы включают оборудование для оценки умений без влияния человеческого фактора. Такие системы позволяют оценивать не только конкретные умения в препарировании, работе с разными тканями пациента, но даже и положения врача при работе, осанку и много других важных параметров. Это не значит, что скоро в образовании отпадёт надобность в преподавателе, но обратная связь машины и студента позволит последнему достигать больших высот в освоении специальности.

Профессия стоматолога предполагает точную зрительно-моторную координацию и хорошо развитую мелкую моторику рук. Работа в ограниченном пространстве, с мелким колюще-режущем, а главное вращательным инструментом, на малом часто труднодоступном операционном поле, все это требует от врача-стоматолога ювелирной точности и конечно выдержки.

Симуляционные центры практической подготовки на стоматологических факультетах медицинских вузов дают возможность неоднократно отработать ту или иную манипуляцию, что позволяет снять страх, добавить уверенности, закрепить полученные теоретические знания, а значит трансформировать их в умения и навыки.

Необходимо наличие у каждого студента своего стоматологического фантома, который без труда внедряется в общую систему учебного стоматологического модуля. Качество выполненных работ на индивидуальном фантоме должно являться одним из основных критериев сформированности профессиональных компетенций и как следствие допуском к работе с реальными пациентами.

Однако такое обучение ни в коей мере не должно заменять другие этапы обучения в российских вузах, а только дополнять реальную клиническую практику, способствуя повышению качества освоения практических навыков. Какие бы технологии в своей работе ни применял врач, главное – это конкретная врачебная практика, направленная на лечение души и тела пациента.

В новой виртуально-реальной среде обучения очень важно сохранить умения будущего врача работать в коллективе, находить комплаенс (взаимодействие, направленное на совместное действие) между коллегами, ассистентами и пациентом. Все эти задачи должны быть решены с помощью ролевых игр на практических занятиях, а также специальных игр с возможностью психоанализа и коррекции поведения каждого конкретного студента.