В современной науке одним из определений понятия «культура» является синтетическое определение: «культура есть идеалообразующая сторона человеческой жизни и деятельности», подробно изученное и проанализированное Д. В. Пивоваровым [9, c.157-161]. В качестве идеалов могут выступать и научные эталоны, и промышленные образцы, и художественные произведения. Можно утверждать, что культура есть человеческая деятельность по культивированию, возделыванию, взращиванию идеалов, призванных способствовать процессу уютного, комфортного существования каждого человека с собой, другими людьми, предметами первой и второй природы, мирозданием в целом [8]. Художественная культура – это подсистема культуры, где равновесные идеалы стремятся быть эталонными идеалами гармонии, а уникальные продукты второй природы являются ее чувственными репрезентантами и воплощаются в ее идеалах. В.И. Даль утверждает, что «изящные художества стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отраженье мы видим в вещественной природе», а также определяет «художественное произведенье» как искусное, мастерское, изящное [4, с. 569].
Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство – это сфера человеческой деятельности, в границах которой осуществляется мастерское создание (производство) и сохранение искусственных, искусных и искушающих идеалов. Сфера искусства многообразна – это области искусства кино и театра, музыки и литературы, хореографии и видео, изобразительного искусства. Концептуальным стержнем области под названием «изобразительное искусство» является произведение изобразительного искусства. Все, что разворачивается в многомерный и многоликий мир изобразительного искусства, в сжатой до предела форме содержится в этом концентрате, и нигде больше.
Произведения искусства всегда есть отличные от первой природы вещи («искусственность»), демонстрирующие мастерство своего создания с требованием умелого отношения с собой («искусность»), возбуждающие желание диалога («искус»).
Произведение искусства предстает как «место встречи», чувственно явленная сущность соития человека в качестве существа конечного с тем, что можно обозначить терминами «бесконечное», «абсолют», «бог», «единое», «субстанция». Понятие «произведение искусства» раскрывается как идеальное отношение между человеком и Абсолютом, где в пространстве репрезентанта присутствуют в снятом виде обе желающие встречи стороны, прилагая к этому определенные усилия. Усилие «снятия» со стороны Абсолюта – это эманация бесконечного в конечное, что фиксируется как «изобразительная» тенденция искусства. Усилие «снятия» со стороны человека – это имманация конечного в бесконечное, что фиксируется как «выразительная» тенденция искусства [7, с. 210-220] .
Исходя из положения, что суть конечного не в конечном, а в его противоположности, можно утверждать, что в пространстве второприродных вещей обязательно присутствуют предметы, ориентированные при стремлении к своей сути на прорыв конечности. Такими «иллюзорно конечными» вещами, мерно совмещающими в себе конечное и бесконечное, и являются произведения искусства. В создании произведения искусства участвуют две стороны: художник и художественный материал. Каждое произведение искусства и традиционно и инновационно. С одной стороны, все живописные картины, созданные в разные времена и различными художниками, имеют красочный слой в качестве главного, что не может не роднить разнообразные произведения искусства друг с другом, указывая на традиционность их производства. С другой стороны, каждая из миллионов картин располагает уникальной конструкцией «элементарных ячеек», «форм» и «фона» своей живописной поверхности, что делает каждое произведение искусство принципиально отличным от всех других.
Понятие «произведение искусства» – ключевое понятие для исследования изобразительного искусства. Будучи первично свернутым и предельно абстрактным, оно способно при погружении в тот или иной аспект профессиональной искусствоведческой деятельности удивительным образом разворачиваться и конкретизироваться во множество понятийных инструментов со своими уникальными технологиями умственного действования [5]. Произведение искусства позволяет исследовать и процесс производства произведений искусства (кто, где, когда, как и почему производит произведение), и процесс сохранения произведений искусства (кто, где, когда, как и почему сберегает произведенное произведение), и процесс освоения реципиентами произведений искусства (кто, где, когда, как и почему потребляет произведенное произведение).
Определяя место произведения искусства в идеалообразующей системе художественной культуры можно сделать следующие выводы: произведение искусства является базовым идеалом художественной культуры и имеет свои специфические характеристики; произведение искусства – это элемент системы произведений искусства, которая является сущностью художественной культуры в ее структуре и разворачивается как чрезвычайно сложный и противоречивый диалектический процесс [5].
Многочисленность произведений изобразительного искусства и их градация на рядовые работы и шедевры связана с тем, что художественный образ как модель Бытия при всем стремлении к эталонности не в состоянии стать полной моделью. Полнота Бытия не может быть в принципе выражена посредством какого-либо единичного и конкретного произведения искусства, а, следовательно, и индивидуального художественного образа (как не может многогранник при даже бесконечном увеличении его сторон потерять собственное гранение и стать окружностью). Однако стремление достичь невозможных вершин совершенства стимулирует художников совместно с художественным материалом изо дня в день, из года в год, из века в век про-изводить «иллюзорно-конечные» произведения-вещи, которые вместе с совершенными зрителями, в конце концов, построят художественные образы, способные объединить в целое конечное несовершенство с бесконечным Совершенство [10].