Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни» [1].

С целью выявления ценностных ориента- ций студентов первого курса было проведено исследование по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. В нем приняли участие студенты, обучающиеся по специальностям 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», 280301.65 «Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водо- отведения», 270102.65 («Промышленное и гражданское строительство»). В результате были установлены структуры терминальных («цели») и инструментальных («средства») ценностей.

Структура терминальных ценностей студентов первого курса филиала ИНЭКА:

  1. Здоровье (физическое и психическое).
  2. Наличие хороших и верных друзей.
  3. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
  4. Счастливая семейная жизнь.
  5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
  6. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).
  7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
  8. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом).
  9. Интересная работа.
  10. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).
  11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
  12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).
  13. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).
  14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках).
  15. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).
  16. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
  17. Творчество (возможность творческой деятельности).
  18. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).

Структура инструментальных ценностей студентов первого курса:

  1. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
  2. Воспитанность (хорошие манеры).
  3. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).
  4. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово).
  5. Жизнерадостность (чувство юмора).
  6. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).
  7. Честность (правдивость, искренность).
  8. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).
  9. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения).
  10. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).
  11. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).
  12. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).
  13. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов.
  14. Исполнительность (дисциплинированность).
  15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).
  16. Чуткость (заботливость).
  17. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).
  18. Непримиримость к недостаткам в себе и других.

Список литературы

  1. Тест М. Рокича «Ценностные ориентации». http://azps.ru/tests/tests_rokich.html